Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обсуждается актуальная проблема – успешное достижение младшими школьниками метапредметных результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Раскрываются операциональные характеристики универсальных учебных действий, знание которых может оказать существенную помощь учителю при отборе содержания разных видов универсальных учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, достижение метапредметных результатов, универсальные учебные действия, виды, операции, характеристика.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), как известно, выделяются требования к результатам освоения Основной образовательной программы (рис. 1).
Наибольшие трудности у практических работников вызывает организация учебного процесса с целью формирования метапредметных результатов. Основная сложность связана с тем, что учитель не может «материализовать» – раскрыть конкретное содержание каждого универсального умения, а поэтому не находит соответствующих методов их развития.
Напомним, что в соответствии с ФГОС НОО главным метапредметным результатом обучения в начальной школе является сформированность универсальных учебных действий (рис. 2).