В статье характеризуются методы повышения степени обученности младшего школьника, исследуются эффективность их при- менения, анализируются проблемы, с которыми может встретиться молодой учитель при выборе того или иного метода обучения. Освещаются условия, влияющие на подбор методов. Материалы статьи позволят учителю разобраться в большом разнообразии методов и приемов обучения, определить для себя наиболее подходящие, соответствующие программе обучения.
методы обучения, приемы, условия применения методов, обученность, стимулирование учебно-познавательной деятельности, причины отставания в учебе.
Проблема обученности и обучаемости школьников не новая для начального образования. Ею занимались известные педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Д.Н. Богоявленский, А.А. Бодалёв, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская и др.
Обучаемость в дидактике и психологии рассматривается как характеристика личности ребенка, которая определяет резервы его развития, будущие возможности:
- восприимчивость к усвоению новых знаний и способов их добывания;
- готовность к переходу на новые уровни умственного развития;
- способность овладевать разными видами деятельности.
Под обученностью А.К. Маркова понимает итог предыдущего обучения, прошлого опыта – все то, на что можно и нужно опираться в работе с учеником на конкретном этапе обучения.
Важнейшим условием повышения уровня обученности школьников является умение учителя учитывать индивидуальные проявления учащихся, особенно с низким уровнем достижений в учебе, способность педагога ориентироваться на положительные качества ученика. Школьник, встречающий трудности, должен быть уверен, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним каждой небольшой победе. Понятно, что индивидуальный подход к младшим школьникам с низким уровнем достижений требует от учителя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 544 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. - 208 с.
3. Виноградова Н.Ф. Актуальные проблемы современной дидактики // Начальная школа - Первое сентября. - 2014. - № 1. - С. 4-9.
4. Виноградова Н.Ф. Дети и педагог: сценарий образовательного процесса // Начальное образование. - 2012. - № 3. - С. 3-9.
5. Гребенев И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика. - 2003. - № 1. - С. 14-21.
6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
7. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания: первая книга учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.
8. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 344 с.
10. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. - М.: Академия, 2013. - 320 с.
11. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
12. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
13. Якиманская И.С. Личностно ориентированное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.