с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обобщены основные выводы учебного пособия О.В. Комаровой, Н.И. Зыряновой «Экономика образования», рассмотрена специфика системы образования как сферы национальной экономики, дана характеристика рынка образовательных услуг России.
система образования, общественное благо, рынок образовательных услуг, образовательные организации, экономика образования.
В современной экономике кадровый потенциал с позиций развития общества имеет большое значение, однако решение о формировании собственного индивидуального человеческого потенциала осуществляется на микроэкономическом уровне и в особой системе – системе образования. В условиях рыночной экономики система образования активно участвует в процессе производства и создания услуг, становясь субъектом рыночной экономики. В современной системе образования переплетаются различные сферы человеческой деятельности – социальная, воспитательная, образовательная, экономическая и др., что обусловливает особенности функционирования и развития данной системы. Интерес к экономике системы образования возник давно. Обзор учебной и научной литературы по экономике образования подтверждает значимость и многогранность исследований данной сферы. В связи с этим хочется обратить внимание на новый учебник О.В. Комаровой и Н.И. Зыряновой «Экономика образования», подготовленный в издательстве «ИНФРА-М». В учебнике излагаются базовые положения экономики образования как междисциплинарной науки, связанной с педагогикой, экономикой и управлением.
Авторы учебника довольно давно занимаются проблемами экономики образования [2–7], поэтому подготовка данного учебника была неслучайна. Учебник рекомендован для бакалавров, обучающихся по укрупненной группе «Образование и педагогические науки», для студентов образовательных организаций высшего образования, а также для работников системы образования и всех интересующихся проблемами экономики образования.
Особое место в учебнике занимает характеристика образовательной услуги, в частности, авторами выделены специфические свойства образовательных услуг, такие как низкая степень осязаемости, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость и невещественность образовательных услуг, длительность процесса производства и потребления образовательных услуг [1, с. 21, 22].
Экономические отношения в системе образования многогранны, но в настоящее время в полной мере согласуются с рыночной системой хозяйствования. Рынок образовательных услуг рассматривается авторами как «…система социально-экономических отношений между образовательной организацией, государством и потребителями по поводу производства и использования образовательных услуг, направленных на удовлетворение не только индивидуальных, но и общественных потребностей» [1, с. 33]. В учебнике приведена модель рынка образовательных услуг (схема 1), представляющая научный и практический интерес [1, с. 36]:
На основе данной схемы формируется представление о сложности рынка образовательных услуг и особенностях его регулирования. Данный подход дает общее представление о рынке образовательных услуг всех видов и уровней образования. Подразделение рынка образовательных услуг на различные сегменты обусловлено различием во внешних эффектах от определенных образовательных услуг и различием в отнесении образовательных услуг к общественным благам. Авторы показывают, что «…в рамках системы образования создаются различные общественные блага: часть образовательных услуг – основное общее и (или) среднее общее образование – можно отнести к чисто общественным благам, а другую часть – среднее профессиональное образование и (или) образование по программам профессионального обучения, высшее образование – к квазиобщественным благам» [1, с. 23].
Именно это обстоятельство является одной из причин того, что рынок образовательных услуг, с одной стороны, требует обязательного государственного регулирования – в виде формирования образовательных стандартов, с другой стороны, взаимодействие между субъектами отношений сильно определяется уровнем системы образования, т.е. в рамках дошкольного, общего или профессионального образования происходит взаимодействие субъектов.
Большое место в учебнике отводится анализу деятельности образовательной организации.
Авторы выделяют следующие важные аспекты деятельности образовательной организации на рынке образовательных услуг:
- кадровое обеспечение образовательной организации связано в первую очередь с педагогическими работниками, которые как личности создают качество образовательной услуги, поэтому формирование коллектива педагогических работников – наиважнейшая задача руководства образовательной организации. В свою очередь, воздействие на педагогический персонал осуществляется через систему мотивации и стимулирования. Авторы отмечают: «…в образовательной организации при стимулировании работников нельзя опираться исключительно на материальные стимулы, именно в такой организации ввиду высокой степени интеллектуального труда велика роль нематериальных стимулов, поэтому в образовательной организации должен быть найден баланс между материальным и моральным стимулированием» [1, с. 91];
- маркетинг образовательной организации рассматривается как «…необходимая и важнейшая часть ее деятельности. Образовательные организации, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и будут не в состоянии сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг» [1, с. 132];
- материально-техническое обеспечение образовательной организации является важной составляющей условий и качества предоставления образовательной услуги. Материально-техническое обеспечение определяется формой собственности и организационно-правовой формой образовательной организации, а также должно соответствовать программам и уровню образования;
- финансовое обеспечение образовательной организации определяется «…тем, насколько образование того или иного уровня является общественным благом» [1, с. 180], поэтому в системе образования большую роль играет бюджетное финансирование на уровне общего образования и внебюджетное финансирование на уровне профессионального образования.
Деятельность современных образовательных организаций тесно связана с проблемами безопасности, в том числе экономической. На уровне образовательной организации управление экономической безопасностью определяется рисками, возникающими у образовательных организаций [1, с. 188, 189].
Учебник «Экономика образования» состоит из четырех разделов. В первом разделе авторы рассматривают объект, предмет и этапы развития экономики образования, дается характеристика образовательной услуге – продукту системы образования, который продается и покупается на рынке. Во втором разделе авторы представили развитие системы образования в России и ее основные характеристики, понятие и подходы к формированию образовательного стандарта, особенности образовательных организаций как субъектов рыночного взаимодействия. Третий раздел посвящен ресурсному обеспечению образовательных организаций, где подробно рассмотрены трудовые и материальные ресурсы образовательных организаций и маркетинг образовательных услуг. Поскольку образовательная услуга нематериальна, то ключевую роль в ее производстве играет личность педагога, поэтому анализу кадрового обеспечения, а также оплате труда педагогических работников уделяется большое внимание. Авторы анализируют современные подходы к оплате труда, рассматривают эффективный контракт, который «…должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы, заданные работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательной организации» [1, с. 107].
В четвертом разделе раскрыты вопросы финансирования и управления затратами в образовательной организации, рассматриваются их риски и вопросы экономической безопасности. Представлены также различные источники финансирования образовательных организаций. В нем авторы отмечают, что «...процессы, связанные с функционированием образования, носят цикличный, нелинейный, инновационный и долгосрочный характер. Поэтому необходим целый комплекс мер, в котором должны участвовать государство, бизнес, общество и научная общественность» [1, с. 183].
Учебник О.В. Комаровой, Н.И. Зыряновой «Экономика образования» отличает системный подход к решению научной проблемы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что авторам удалось подчеркнуть особенности экономики системы образования, учитывая при этом все ее особенности.
1. Комарова О.В. Экономика образования: учебное пособие [Текст] / О.В. Комарова, Н.И. Зырянова. - М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Комарова О.В. Профессиональное образование как категория экономической науки [Текст] / О.В. Комарова // Экономика и управление профессиональным образованием: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2005. - С. 40-49.
3. Комарова О.В. К вопросу о сущности образования [Текст] / О.В. Комарова, О.В. Гуляева // Экономика и управление профессиональным образованием: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2006. - С. 40-49.
4. Тихомирова Т.П. Инновации как фактор активизации учебного процесса в вузе [Текст] / Т.П. Тихомирова, О.В. Комарова // Материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития». - Екатеринбург, 11-14 ноября. - 2013. - Том 1. - С. 236-238.
5. Зырянова Н.И. Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления [Текст] / Н.И. Зырянова // Вестник ЧГПУ. - 2010. - № 11. - С. 45-55.
6. Зырянова Н.И. Структура и содержание отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения [Текст] / Н.И. Зырянова // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 12. - С. 34-38.
7. Зырянова Н.И. Компетентностный подход к организации подготовки бакалавров профессионального обучения по экономике и управлению [Текст] / Н.И. Зырянова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: журнал науч. публикаций. - 2010. - № 10 - С. 387-389.