О. ШПЕНГЛЕР О МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ КРИЗИСА ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются аспекты, которые, по мнению немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера, являлись материальной базой для возникновения кризиса западной культуры. Учащение войн, работа прессы, увеличение значения техники – все это ведет к губительному «загниванию» Запада. Автор делает вывод, суммируя все предпосылки и предполагая прогнозы Освальда Шпенглера.

Ключевые слова:
цезаризм, бонапартизм, западная культура, техника, война, политика, экономика, машинизация, пресса.
Текст

Западная культура в XX в. вступает в период всемирных конфликтов. Череда военных потрясений становится все более частой. Но подобное Освальд Шпенглер считает закономерным для всех культур, выделяя это как один из признаков отмирания культуры и перехода ее в цивилизацию. Он пишет: «Тем самым произошло вступление в эпоху колоссальных конфликтов, в которой мы теперь и пребываем. Это есть переход от бонапартизма к цезаризму, всеобщая стадия развития продолжительностью по меньшей мере приблизительно в два столетия, обнаруживающаяся во всех культурах» [3, c. 881]. Для него цезаризм – это такая ситуация, когда наступает власть денег. К власти приходят харизматические личности – лидеры толпы. Цезарь создает новые традиции путем отбора квалифицированной элиты. Таким образом, Шпенглер не ограничивает военные всплески XX в. только Первой мировой войной, он видит в будущем огромное количеств войн, возможно, еще большего масштаба. Он также отмечает, что частота их будет увеличиваться. Все это в сумме даст смерть западной культуре.

С увеличением количества войн увеличивается и их характер. Тактика и стратегия все чаще теряют свою роль, и на их место приходит массовость.

Составной частью любой войны является техника. Но в XX в. ее роль увеличивается. Военная техника становится одним их факторов победы: «Вот и военная техника неспешно следует во всех культурах за техникой ремесла, но с началом всякой цивилизации внезапно перехватывает лидерство и без всяких церемоний ставит себе на службу все без исключения материальные возможности; именно в связи с военными потребностями бывают открыты совершенно новые области, но именно поэтому военная техника во многом несовместима с личным героизмом человека расы, с благородным этносом и тонким духом позднего времени» [3, c. 895].

А.П. Дубнов во вступительной статье к «Закату Европы» отмечает: «Шпенглер увидел рождение чудовища планетарной техники из лона культура Европы XVII–XVIII–XIX вв. Увидел, ужаснулся и честно написал об этом» [2]. 

Далее Освальд Шпенглер касается непосредственно тех событий, которые произошли совсем недавно: «От суровости этих фактов не укроешься. Гаагская мирная конференция 1907 г. была прелюдией мировой войны, Вашингтонская 1921 г. явится ею для новых войн. История этого времени более не остроумная, протекающая в благовоспитанных формах игра на «больше-меньше», из которой можно выйти в любой момент. Погибнуть или устоять – третьего не дано» [3, c. 885]. Современная Шпенглеру ситуация исключает возможность мирного урегулирования конфликтов, как то было в XIX в. Война предполагает либо победу, причем с полным уничтожением противника, либо поражение, когда тотальная разруха происходит в твоем государстве. Все эти мирные конференции, которые регулируют послевоенные порядки, на самом деле лишь создают новые условия для военных столкновений. Страны, ущемленные территориально или каким-либо иным способом, становятся в последующем агрессорами. В них теплится желание компенсировать потери и вернуть потерянное. Но это осознают не только руководители государств, а также общество, которое умело спропагандированно своими лидерами.

Любопытны слова Шпенглера как завершение: «Политика жертвует людьми ради цели; они гибнут за идею; экономика дает им возможность только пропадать. Война – творец, голод губитель всего великого»[3, с. 935]. И этим, представляется, многое сказано.

Похожую черту отмечает у Шпенглера П.С. Гуревич: «Шпенглер резко критиковал «машинизацию» жизни, отчуждение человека, скрывающее за формальной демократией господство денег над людьми» [1, c. 53].

Таким образом, немецкий философ прослеживает ситуацию не только с конкретно-исторической точки зрения, т.е. фактической, но и с философской. Его взгляд на политику как основу существования всего государства превалирует. Однако экономика для него также имеет немалое значение, поскольку деньги создают условия для политики начала XX в., Шпенглер, заряженный мировой войной 1914–1918 гг., видит в будущем западной культуры только усиление военных конфликтов. Войны будут намного масштабнее и страшнее, при этом частота их возникновения будет увеличиваться. Вырастает военный потенциал государств, они стремятся обложиться новейшей военной техникой, даже если использовать ее не намерены. Возникает гонка вооружений. Общество, умело проинформированное продажной прессой, желает мести и возвращения всех тех территорий, которое когда-то потеряло. Люди перестают смотреть собственными глазами на действительность, они охотно верят своим правительствам и отдают им в руки поводья, чтобы те направляли их. Общество потребления достигает своего пикового развития. Так начинается эпоха жестоких диктаторов, которые манипулируют своими гражданами для достижения собственных и удовлетворения своих же амбиций.

Развитие техники происходит благодаря человеку, но и во вред ему же. Тот фактор, что человечеством изобретаются приборы, аппараты и машины все более только с военной целью, пугает немецкого философа. Общество потеряло связь с культурой, оно полностью перешло в стан цивилизации. 

Шпенглер отмечается так называемую эпоху цезаризма. Он чувствует, что XX в. несет за собой десятки и более жестоких диктаторов, которые, вдохновляя тот или иной народ и искусно им манипулируя, будут достигать только личные корыстные цели. Это и столкнет различные нации на новые жестокие военные конфликты. При этом люди будут умирать не только на поле боя якобы за «свою родину», но и на внутриполитических конфликтах, посредством репрессий, геноцида и других подобных явлений.

Политика становится более агрессивной. По сути, на политической арене внутри государства происходит такая же война, что и на фронтах во время боевых действия, только здесь это называется избирательная кампания. Кандидаты не брезгуют применять самые гнусные и низкие методы, чтобы достичь победы на выборах. Электорат – теперь собственная армия каждого кандидата. При этом особую роль играют пресса и СМИ, которые являются основным распространителем программ кандидатов. Но пресса всегда находится в руках какой-либо верхушки, и в зависимости от того, в чьих она руках, она транслирует в общество то, что ей заказывают.

Список литературы

1. Гуревич П.С. Философия жизни: XX век [Текст] / П.С. Гуревич // Философские науки. - 1998. - № 2. - С. 38-56.

2. Дубнов А.П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества [Текст]: вступительная статья / А.П. Дубнов // Закат Европы. - Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - С. 5-30.

3. Шпенглер О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2010. - 1085 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?