В статье рассматриваются актуальные направления развития малого предпринимательства в России. Приводятся результаты анализа основных экономических показателей, характеризующих положение малого предпринимательства. Дана характеристика основных мер государственной поддержки малого бизнеса на современном этапе в сравнении с мировым опытом государственного регулирования в этой сфере. Раскрываются возможности развития малых предприятий в рамках кооперативных организационных форм. Рассматриваются особенности организации кооперативных форм интеграции малых предприятий.
малое предпринимательство, формы государственной поддержки малого бизнеса, интеграция малых предприятий, кооперативные формы интеграции.
Малое предпринимательство как форма организации хозяйственной деятельности решает в экономике любого государства широкий спектр задач. В первую очередь малое предпринимательство обеспечивает дополнительные рабочие места, оказывая влияние на уровень безработицы и инфляции. Не менее важны такие функции малого предпринимательства, как развитие инновационной деятельности и формирование здоровой конкурентной среды. Особую актуальность в настоящее время приобретает способность малого бизнеса амортизировать кризисные процессы в экономической системе за счет относительно высокой адаптивности к изменению рыночной конъюнктуры. Названные преимущества, которые обеспечивает для национальной экономики малое предпринимательство, выражаются в динамике основных экономических показателей (рис. 1).
Важная роль малого предпринимательства в обеспечении экономической стабильности признается во всех развитых странах. По оценкам исследователей, за рубежом от 70 до 90% предприятий относятся к малым или средним, на этих предприятиях занято более половины работающего населения. [11, с. 129].
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: ввод Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
3. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 29 (часть II) ст. 4500.
4. Малое и среднее предпринимательство в России - 2015. Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 17.04.2016) http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm.
5. Российский статистический ежегодник, 2015 г. Статистичекий сборник Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 17.04.2016) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078.
6. Алешин А.В. Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса в регионе: институциональные условия и механизмы реализации // Пространство экономики. - 2010. - № 1-3 - С. 143-149.; EDN: https://elibrary.ru/QUMIPN
7. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России М.: Дашков и К°, 2007. - 400 с.; EDN: https://elibrary.ru/QRUFNN
8. Грицунова С.В. Развитие малого предпринимательства в России / С.В. Грицунова, К.М. Лотарева // Мир науки. - 2015. - №2 - С. 34.; EDN: https://elibrary.ru/UHOFIZ
9. Иванов В.В. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса / В.В. Иванов, Ю.С. Штурбабина // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №10 - С. 21-31.; EDN: https://elibrary.ru/SXKMLF
10. Иванов Г.Г. Объединения холдиногового типа в торговле // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее»: в 5 частях. - 2016. - С. 150-153.
11. Костыгов С.О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом // Вестник ВУиТ. - 2015. - №2 [82] - С.129-132.; EDN: https://elibrary.ru/TYCRPH
12. Митрофанова И.А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И.А. Митрофанова. А.А. Эрентраут // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 130-135.; EDN: https://elibrary.ru/OOJRWX
13. Никишин А.Ф. Потенциал сети интернет в повышении эффективности торговли в современных условиях / А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина // Современный тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа, 2016. - С. 185-208.; EDN: https://elibrary.ru/VLSRYD
14. Позняков В.П. Социально-психологические характеристики российских предпринимателей с разным уровнем деловой активности // ЗПУ. - 2013. - №4 - С. 212-220.; EDN: https://elibrary.ru/RSEXCP
15. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 114 с.; EDN: https://elibrary.ru/QQJBGB
16. Фермерский Кооператив LavkaLavka. Официальный интернет-сайт СПСК «ЛавкаЛавка» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 17.04.2016) http://lavkalavka.com/form/praktika.
17. Шильченко Т.Н. Потенциал развития кластеров в экономике региона // Вестник ТИУиЭ. - 2014. - №1 (19) - С. 25-32.; EDN: https://elibrary.ru/SHTVVX
18. Юдин Н.С. Дифференцированный инструментарий государственной поддержки малого предпринимательства на основе его качественной идентификации // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - №7 - С. 161-167.; EDN: https://elibrary.ru/UMCKGT
19. Small Business Profiles for the States and Territories, 2014. Research and Statistics. U.S. Small Business Administration. [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 17.04.2016) https://www.sba.gov/advocacy/small-business-profilesstates-and-territories-2014.