Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Опираясь на выявленные глобальные вызовы ХХI в., авторы попытались определиться с основными направлениями развития педагогического образования в России. В статье дается авторский взгляд на возможные направления развития педагогического образования в России. Среди них: международная унификация структур и содержания педагогического образования, связанная с объективной необходимостью формирования общего, взаимообусловленного евразийского образовательного пространства; гуманизация, гуманитаризация профессиональной подготовки будущего учителя, связанная с гуманистической направленностью общественного сознания на международном уровне; профессиональный отбор будущих педагогов как основание для формирования качественных специалистов с высоким уровнем готовности; практико ориентированная направленность педагогического образования, связанная с учетом не только специальности, но и специфики учебного заведения; взаимосвязь и взаимообусловленность культурно-исторических, психолого-педагогических, национально-организационных основ проектирования и построения высшего педагогического образования; отбор в учебные заведения по признаку профессиональной пригодности; функционирование и развитие существующей системы непрерывного (последипломного) педагогического образования как условие постоянного повышения уровня профессионализма педагогов.
миссия современного образования, компетенции, стандарты в образовании, индивидуальный подход, профессиональный стандарт педагога, основные направления развития педагогического образования.
Осмысливая необходимые изменения в педагогическом образовании, важно осознавать более широкий контекст изменений в системе образования, определяемый текущими социальными изменениями глобального характера. Стоит признать, что единства мнений ученых в интерпретации текущих трансформаций не наблюдается.
Многие исследователи настаивают, что текущая эпоха есть переход к новому обществу, отличному от индустриального порядка, выходящему за пределы индустриальной эпохи [1]. Олвин Тоффлер называет это вторым великим водоразделом в человеческой истории [Toffler Alvin. Future Shock. London, 1970]. Для названия такой модели социального порядка используется множество терминов — «общество знаний», «информационное общество», «общество услуг». Некоторые ученые определяют такой период, как постмодернистское и постдефицитное общество. Чаще других, пожалуй, используется термин француза Адена Турэна «постиндустриальное общество» [Tourain A. The Post-Industrial Society. London, 1974].
1. Абылкасымова А.Е. Стратегические направления модернизации педагогического образования в условиях инновационного развития [Текст] / А.Е. Абылкасымова, М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - № 3. - С. 3-8.
2. Артемьева С.И. Повышение профессиональной квалификации - важное звено в модернизации педагогического образования [Текст] / С.И. Артемьева, И.В. Положенцева, С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - № 4. - С. 58-64.
3. Бикбулатова В.П. О роли поликультурного образования в развитии мотивационно-познавательной сферы студентов [Текст] / В.П. Бикбулатова, Р.С. Рабаданова, Г.Н. Юлина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2013. - № 4. - С. 12-15.
4. Зимовина О.А. Педагогические технологии индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза [Текст] / О.А. Зимовина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2014. - № 2. - С. 52-57.
5. Иванов А.И. Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие» с учетом подросткового возраста воспитанников [Текст] / А.И. Иванов, Ю.Г. Киселёва, С.А. Куликова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - № 1. - С. 48-52.
6. Извеков И.Н. Генеалогическая культура и ее роль в идентификации молодежи России [Текст] / И.Н. Извеков // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2012. - № 1. - С. 23-26.
7. Кальней М.С. Утопическая составляющая общественного идеала свободы [Текст] / М.С. Кальней // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2013. - № 3. - С. 52-58.
8. Рабаданова Р.С. Функции опережающего образования [Текст] / Р.С. Рабаданова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2012. - № 1. - С. 4-6.
9. Ульянова Н.Б. Эстетика социокультурного пространства [Текст] / Н.Б. Ульянова, А.В. Гудкова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - № 4. - С. 83-87.
10. Шишов С.Е. Изменяющаяся многомерная социокультурная среда глобализирующегося мира и ее влияние на систему российского профессионального образования [Текст] / С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2014. - № 2. - С. 45-52.
11. Шишов С.Е. Межкультурный диалог как основа успешного развития современного образования и науки [Текст] / С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - № 2. - С. 3-7.