В статье представлена концепция взаимосвязанного изучения русского языка (пунктуации) и методики его преподавания посредством использования единой лингводидактической информационной графики (инфографики). Актуализирована табличная инфографика для изучения теории русской пунктуации, а также освоения студентами методики обучения пунктуации. В соответствии с научно-методическим типологическим описанием таблиц автором представлены разные формы стандартной табличной учебно-дидактической инфографики. По пунктуации это таблицы лингвистические: языковые, речевые, комбинированные. По методике обучения пунктуации – дидактико-методические и лингвометодические таблицы, реализуемые в том числе в таких формах, как восходящие и нисходящие таблицы-схемы, а также таблицы-пустографы, которые необходимо самостоятельно заполнить информацией. Показано ведущее место табличной инфографики в системе средств наглядного обучения школьников и студентов.
дидактическая наглядность, табличная инфографика, русская пунктуация, методика обучения пунктуации.
Об уровне грамотности любого человека свидетельствуют не подвергнутые редактированию и корректуре написанные им тексты (анкета, резюме, письмо в электронной почте). Правописная грамотность (орфографическая и пунктуационная) сейчас является составной частью общекультурной и общепрофессиональной компетенций. В письменном тексте важно правильно использовать графические буквенные и небуквенные средства (в том числе пунктуационные знаки). Например, постоянно путают тире и дефис. Тире (длинная черточка) с пробелами является знаком пунктуации (напр.: пунктуация — совокупность знаков препинания и правила их употребления в письменной речи), а без пробелов — знаком интервала (напр.: с. 5–18). Дефис (короткая черточка) без пробелов является знаком полуслитного написания в орфографии (напр.: синезелёный) или знаком сокращения слов (напр.: г-ин, 5-го), есть и «висячий» дефис (напр.: авто-, вело- и мотогонки). Графическая замена одного знака другим является ошибкой и не способствует пониманию написанного текста. Например, в предложении «Знаки препинания — это важный и необходимый атрибут грамотной письменной речи» длинное непрерывное тире позволяет читателю визуально беспрепятственно переходить от одной части предложения к другой, чего не скажешь о случаях, когда тире заменяется двумя или одним дефисом.
1. Антонова Е.С. Методика обучения русскому языку [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2015. - 400 с.
2. Гац И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И.Ю. Гац. - М.: Дрофа, 2007. - 287 с.
3. Инфографика [Электронный ресурс]. - URL: http://infographicsmag.ru/journal/ (дата обращения: 04.04.2016).
4. Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления [Текст] / О.А. Кондратенко // Научный диалог. - 2013. - № 9. - С. 92-99.
5. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации для учителя к комплекту наглядных пособий [Текст] / С.И. Львова. - М.: Дрофа, 2003. - 69 с.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс; Мир и Образование, 2010. - 736 с.
7. Остриков С.В. Информационная графика и дизайн: англо-русский иллюстрированный словарь-справочник [Текст] / С.В. Остриков. - М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2012. - 96 с.
8. Остриков С.В. Теоретические основы и принципы инфографического дизайна [Текст] / С.В. Остриков. - М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2014. - 208 с.
9. Острикова Т.А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения [Текст] / Т.А. Острикова. - М.: Вербум-М, 2008. - 222 с.
10. Острикова Т.А. Типология таблиц по методике русского языка как визуально-графического средства обучения [Текст] / Т.А. Острикова // Методические статьи: отчет о научной работе за 2002-2007 годы. - Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007. - 48 с. - C. 34.
11. Правила русской орфографии и пунктуации [Текст] / ред. Л.А. Чешко. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 176 с.
12. Правила русской орфографии и пунктуации [Текст]: полный академический справочник / Н.С. Валгина, Н.А. Еськова, О.Е. Иванова, С.М. Кузьмина [и др.]; под ред. В.В. Лопатина. - М.: Эксмо, 2008. - 480 с.