Россия
В статье обобщены ключевые особенности учебника В.В. Ковригина для студентов образовательных организаций среднего профессионального образования «Обществознание». Представлены рекомендации эффективного использования учебника в преподавании обществознания.
обществознание, учебник для СПО, образовательный процесс в техникумах, колледжах, общество, политика, экономика, юридические знания, социология, философия.
Курс обществознания для подрастающего поколения начинается в средней школе, как правило, с 6 класса. Учебными планами образовательных организаций среднего профессионального образования предусмотрено продолжение изучения этого курса. Зачастую некоторые тематические разделы в курсах средней школы и техникума или колледжа дублируются. И здесь приобретает актуальность вопрос о целях курса в системе среднего профобразования. Как справедливо отметил В.В. Ковригин в новом учебнике для техникумов, колледжей «Обществознание», подготовленном к выпуску Издательством «ИНФРА-М», «…курс обществознания для студентов, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования, расширяет школьные знания и формирует важнейшие социальные компетенции – умения развивать социальные контакты, поддерживать культуру общения во взаимоотношениях с представителями государственной власти, начальством на работе, коллегами, друзьями, подчиненными» [1, с. 4]. Иными словами, курс обществознания в техникуме во многом должен быть практикоориентированным.
Именно в таком ключе и создана учебная книга В.В. Ковригина. Содержание учебника направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Эти знания необходимы специалистам любых профессий. Большое значение придается также формированию базовых социальных компетенций и ответственности.
Автор учебника мотивирует обучающихся к освоению курса обществознания, заявляя о его важности: «Понимание специфики социальных взаимосвязей, структуры общества, экономики, права, политической ситуации в стране и мире могут расширить ваши возможности на работе, учебе, взаимодействии с другими людьми в целом» [1, с. 3]. Вместе с тем перед обучающимися предстает предмет обществознания во всей его сложности: «Обществознание – учебная дисциплина, изучающая общество в различных аспектах ее проявления. А проявления эти многообразны – это управление, производственная деятельность человека, обмен материальными благами, развитие отношений между социальными слоями, социальное взаимодействие и конфликты, развитие духовной культуры (науки, искусства, религии) и т.п. С этим связана сложность изучения обществознания» [1, с. 4].
Достоинство учебника в том, что он включает не только сугубо теоретический материал – каждый параграф дополнен рубрикой «интересные факты», а также творческие задания. Учитывая «клиповость» мышления большинства современных студентов, это может способствовать лучшему освоению курса обществознания. Теоретический материал по всем темам также объясняется с использованием исторических и социальных фактов. Для учащихся, желающих подготовиться к Единому государственному экзамену по обществознанию, можно рекомендовать в дополнение к учебнику пособие Ковригина В.В. Ковригина, опубликованное в издательстве ИНФРА-М в 2016 г. [2].
Учебник «Обществознание» состоит из шести основных разделов: «Человек и общество», «Духовная культура человека и общества», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Для удобства обучающихся и преподавателей в конце учебника приведены примерные темы докладов, рефератов и словарь обществоведческих терминов. В книгу включены теоретические положения в области социальных и гуманитарных наук, разработанные автором в других научных трудах [3–6].
Заметим, что автор уже много лет занимается проблемами воспитательного потенциала учебников [7–9], и его идеи в полной мере реализованы при разработке содержания данной учебной книги для учреждений СПО. Учебник не перегружен теоретическими положениями, фактами и при этом содержит достаточный объем учебного материала для эффективного изучения обществознания, что способствует поддержанию интереса обучающихся к предмету. Вместе с тем повысить эффективность использования учебника для студентов, проявляющих особый интерес к гуманитарным дисциплинам, возможно при условии привлечения дополнительных источников, литературы, социальных фактов. Для этого можно использовать творческие и практические задания из учебника либо из методической литературы для преподавателя.
Учебник В.В. Ковригина «Обществознание» можно использовать в учебном процессе и как источник теоретической информации, и как средство организации учебного процесса. Его логика полностью соответствует примерной программе для организаций среднего профессионального образования, разработанной Федеральным институтом развития образования. Учебник, утвержденный Министерством образования и науки РФ, включает обязательный минимум по всем разделам образования.
1. Ковригин В.В. Обществознание [Текст]: учебник для техникумов, колледжей / В.В. Ковригин. - М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Ковригин В.В. Обществознание [Текст]: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ / В.В. Ковригин. - М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Ковригин В.В. Технология участия этнических объединений в практике гражданской экспертизы регионального управления [Текст] / В.В. Ковригин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011. - № 8. - С. 332-336.
4. Ковригин В.В. Формы проявления этноцентризма в содержании школьного исторического образования [Текст] / В.В. Ковригин // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2013. - № 9. - С. 49-51.
5. Ковригин В.В. Проблемы научного статуса и объективности этноцентризма [Текст] / В.В. Ковригин // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 1. - С. 66-68.
6. Ковригин В.В. Этноцентризм в содержании учебного материала о Второй мировой войне в отечественном и немецком школьном историческом образовании [Текст] / В.В. Ковригин // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 3. - С. 278-280.
7. Ковригин В.В. Школьный учебник истории как фактор социализации личности учащихся [Текст] / В.В. Ковригин // Вестник развития науки и образования. - 2009. - № 2. - С. 124-126.
8. Ковригин В.В. Воспитание исторического сознания школьников Украины: анализ учебников [Текст] / В.В. Ковригин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1. - С. 215-216.
9. Ковригин В.В. Воспитательный потенциал школьных учебников истории в условиях современного демократического общества [Текст] / В.В. Ковригин // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2014. - № 12. - С. 37-39.