Статья посвящена построению гедонической функции для отечественного рынка новых импортных легковых автомобилей, которая учитывает широко распространенную в Российской Федерации «Европейскую классификацию автомобилей». Установлено, что учет сложившейся сегментации рынка в совокупности с небольшим количеством функциональных характеристик товаров обеспечивает высокую точность аппроксимации их рыночных цен. Также, был проведен анализ межклассовых различий имплицитных цен на функциональные характеристики товаров. Его результаты подтверждают, что система имплицитных цен адекватно отражает позиционирование данных классов на рынке. В качестве математического аппарата в исследовании используется полулогарифмическая линейная регрессия с переключением.
гедонический анализ цен; гедоническая функция; имплицитные цены; рынок автомобилей; регрессия с переключением.
Место гедонической методологии в экономических исследованиях
Суть гедонической методологии анализа цен состоит в изучении их зависимости от характеристик (атрибутов) товаров. Функция, моделирующая соответствующую зависимость, называется гедонической. Исторически первые работы, использующие эту методологию, по сообщениям в [1, 7, 8] появились в конце 20-х гг. XX в. и были посвящены анализу зависимости рыночных цен на сельскохозяйственные продукты от их характеристик. Привлекательность подобного анализа и относительная простота его реализации породили множество публикаций в данной области.
Исторический аспект методологии хорошо представлен в [7]. Наряду с чисто прикладными гедоническими исследованиями постепенно развивалась их теоретическая основа. Наибольшие проблемы возникали вокруг экономической интерпретации гедонической функции, связывающей цены и характеристики товаров, и отдельных ее элементов. В частности в [7] предлагается рассматривать ее исключительно как инструмент для восстановления скрытых цен.
Во многих работах, например [8, 9], в качестве базовой гипотезы гедонической методологии формулируется предположение о том, что товары взаимно однозначно отображаются на пространство некоторых их характеристик. При этом каждому товару соответствует определенная точка в этом пространстве.
Спрос на тот или иной товар, а значит и его цена, определяется спросом на соответствующие ему значения характеристик. В этом случае отдельные характеристики (атрибуты) товара можно также рассматривать как, своего рода, «товары» и при принятии решений о производстве или покупке учитывать цены на них (имплицитные, т.е. скрытые цены). В частности, если в качестве гедонической функции выступает линейная регрессия, в которую характеристики товаров входят линейно, значения коэффициентов линейной регрессии будут равны ценам на включенные в модель характеристики. Эту интерпретацию гедонического подхода можно, видимо, считать наиболее распространенной в приложениях. Отчасти в силу удобства ее использования в маркетинговых исследованиях, в ценностном маркетинге [2, 3].
1. Берндт Э. Практика эконометрики: классика и современность. - М.: Юнити-Дана, 2005.
2. Липсиц И.В. Ценность товара: от чего она зависит и как ее определить. - 2011. Elitarium, http://www.elitarium.ru/2011/06/29/cennost_tovara.html
3. Матвеенко В.Д. Свойства функций полезности, зависящих от характеристик благ // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2012. - № 2. - C. 16-27.
4. Ратникова Т.А., Сергеева Е.С. Оценивание гедонистической ценовой функции для картин Клода Моне // Прикладная эконометрика. - 2010. - № 4(20). - C. 102-118.
5. Решения комиссии европейского сообщества. - 1998. - Case No IV/M.1326 - TOYOTA / DAIHATSU. European commission. Competition. http://ec.europa.eu/competition/mergers/cases/decisions/m1326_en.pdf
6. Словари и энциклопедии на Академике. Классификация легковых автомобилей по размеру. Академик. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/85230
7. Griliches Z. Hedonic price indexes and the measurement of capital and productivityю. Fifty years of economic measurement: the jubilee of the conference on research in income and wealth, ed. Bernt E.R., Triplett J.E. - University of Chicago Press, 1991. - C. 185-206. - National bureau of economic research, http://www.nber.org/books/bern91-1.html.
8. Matas A., Raymond J-L. Hedonic prices for cars: an application to the Spanish car market, 1981-2005 // Applied Economics. - 2009. - № 41(22). - Рр. 2887-2904.
9. Pazarlioglu M.V., Gunes M. The Hedonic Price Model for fusion on car market. Fusion 2000, 3rd International conference on information fusion, International society on information fusion. - http://isif.org/fusion/proceedings/fusion00CD/fusion2000/papers/TuD4-3-VedatPazarlioglu252.pdf.
10. Requena-Silventew F., Walkerz J. Calculating hedonic price indices with unobserved product attributes: an application to the UK car market // Economica. - № 73. - Рр. 509-532.
11. Rosen S. Hedonic Prices and Implicit Markets: Product Differentiation in Pure Competition? // The Journal of Political Economy. - 1974. - № 82(1). - Рр. 34-55.