МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА, СОВМЕЩАЮЩЕГО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ И УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена модель профессиональных компетенций преподавателя вуза, совмещающего научно-педагогическую и управленческую деятельность, включающая управленческую компетентность, компетентность по управлению персоналом, научную, информационную, педагогическую, самоменеджмент, инновационную, финансовую и предпринимательскую компетентность. Модель может быть использована для более объективного отбора претендентов на должности руководителей структурных подразделений, а также позволяет достаточно эффективно решать стратегические и текущие задачи вуза, связанные с достижением требуемых стандартов качества и эффективности, причем как на индивидуальном, так и на организационном уровне.

Ключевые слова:
преподаватель вуза, научно-педагогическая и управленческая деятельность, профессиональные компетенции, моделирование.
Текст

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров) становится главным показателем конкурентоспособности любого высшего учебного заведения. Одним из основных факторов, влияющих на качество подготовки выпускников, является уровень профессиональной компетентности преподавателя вуза, обеспечивающего качество образовательного процесса, а также уровень профессиональной компетентности руководителей вуза (заведующих кафедрами, деканов факультетов, проректоров, ректора), организующих образовательный процесс.

В общем смысле, компетентность — это совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли [5, с. 81]. Кроме понятия «компетентность» различают близкое ему понятие «компетенция» (в научной литературе они часто употребляются как синонимы).

Проблема совершенствования профессиональной компетентности научно-педагогических и управленческих кадров высшего профессионального образования в последние десятилетия приобрела особое значение и выявила новые аспекты и приоритеты деятельности преподавателей и руководителей современных университетов.

Среди новых приоритетов деятельности руководителей образовательных учреждений можно отметить [3, с. 57–61]:

  • подготовка специалистов, востребованных работодателями, рынком труда;
  • адаптация в международном экономическом пространстве;
  • инновационные подходы к технологиям обучения;
  • повышение значимости результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студентов;
  • информатизация управленческой и образовательной деятельности;
  • повышение внимания ко всем аспектам кадровой политики, подготовке резерва руководящих кадров, профессионализации управления вузами.
Список литературы

1. Гапонова Г.И. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как средство реализации потенциального ресурса образовательной среды вуза // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 102.

2. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 57-61.

4. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения: Монография / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013. 232 с.

5. Рыбакова Н.Н. Повышение профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как условие модернизации системы образования России // Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза в условиях непрерывного образования / Под ред. Е.В. Лопановой. Омск: Полиграф. центр КАН, 2012. С. 78-86.


Войти или Создать
* Забыли пароль?