Россия
Россия
В настоящее время широкое распространение получили декоративные бетоны, плиты бетонные тротуарные, деревянные конструктивы, которые тесно связаны с колористикой и теорией цвета. Современные исследования и разработки помогают совмещать высокие эксплуатационные, декоративные и колористические свойства.
колористика, декоративный бетон, предметно-пространственная среда, плиты бетонные тротуарные, древесина, лакокрасочные материалы.
Формирование предметно-пространствен-ной колористической среды понимается как целостная система множества цветов элементов природного окружения с внесенными в нее цветами создаваемых человеком объектов − строительных, архитектурных и дизайнерских, произведений пластических искусств и других составляющих. Они образуют подвижное цветопространственное поле. Это поле может образовываться спонтанно, а может формироваться целенаправленно, как в природном окружении, так и в искусственно создаваемом.
Цветовые решения, используемые в архитектуре, гораздо важнее и значимее, чем это может показаться на первый взгляд. Роль цвета в жизни человека, в восприятии им пространства, давно доказана учеными. Так, темные цвета визуально уменьшают помещения, «сдвигают стены», а светлые создают ощущение простора, широты. Цвета по-разному влияют на психологическое состояние человека. Общеизвестно, например, что красный действует возбуждающе, а зеленый − успокаивает, умиротворяет. В результате влияния изменения происходят не только в психологическом состоянии человека, но и в физиологическом. Под воздействием цвета может изменяться частота пульса, особенности работы внутренних органов.
Общеизвестна концепция В. Кандинского [1] относительно распределения цветов в простран-стве по отношению к зрителю: желтый цвет распространяется в стороны и тем самым приближается к зрителю; синий сокращается, уходит от зрителя; красный стабилен. Оранжевый − это красный, приближенный к наблюдателю посредством желтого, а фиолето-вый − красный, удаленный от зрителя синим.
Американский ученый Ф. Биррен [2], выясняя причины явления хроматической стереоскопии, приходит к выводу, что ее возникновение коренится в физиологических особенностях зрительного анализатора. Приспосабливаясь к фокусированию изобра-жения красного цвета на сетчатку, линзы глаза увеличивают свою кривизну. Возможно поэтому, такие цвета кажутся расположенными ближе и занимающими большее пространство. Чтобы изображение синего цвета попало на сетчатку глаза, линзы становятся более плоскими, и эти цвета кажутся отдаленными и занимающими меньшее пространство. Механические изменения зрительного аппарата Ф. Биррен связывает с психологией зрительного восприятия цветов.
Швейцарский педагог Й. Иттен [3] справедливо отмечает, что для оценки впечатления глубины цвет фона столь же важен, как и цвет, являющийся объектом восприятия. Это шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый, помещенные на черный фон, по впечатлению своих ступеней глубины соответствуют пропорциям золотого сечения.
Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду и одной из важнейших характеристик большей части произведений искусства. Современными учеными психологами установлен факт прямого влияния цвета на психологическое состояние человека, его самочувствие, трудоспособность и активность, а также вегетативную нервную систему, которая отвечает за деятельность внутренних органов. Кроме того, за счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить ее зрительными элементами и необходимой информацией [4]. С помощью цвета можно создать иллюзию огромного пространства в рамках маленького формата и "сузить" при необходимости пространство.
Но колористические приемы используется не только в искусстве и архитектуре, но и в строительном материаловедении. В последнее время особое распространение нашли декоративные бетоны. Они имеют широкий спектр цветовой гаммы и огромный выбор оттенков.
Декоративный бетон (рис. 1) является инновационной разновидностью монолитного бетона, обработанного художественной штамповкой в сочетании с химической пропиткой.
Рис. 1. Декоративный бетон
Технология декоративного бетона применяется для создания покрытий, имитирующих цвет и текстуру натуральных материалов. Это лучшая разработка, позволяющая имитировать природный камень, кирпич, брусчатку, звериную шкуру, деревянные доски, а вследствие чего и очень разнообразный выбор колористических сочетаний. Эта технология дает возможность получать поверхность бетонного покрытия, полностью соответствующую архитектурному стилю строений и элементов ландшафтного дизайна. В настоящее время широкое распространение получили плиты бетонные тротуарные с высокими конструктивными, эксплуатационными и декоративными качествами, ремонтной пригодностью и экологической безопасностью (рис. 2).
По результатам накопленного производственного опыта и лабораторных исследований основными факторами, влияющими на цвет плит бетонных тротуарных, изготовленных методом полусухого вибропрессования являются: сырьевые компоненты; состав и водоцементное отношение бетонной смеси, режим твердения изделий и технология окрашивания [5–13].
Рис. 2. Плита тротуарная вибропрессованная
Известны различные технологии производства, в которых реализована идея получения цветных изделий из бетона. Включения разного цвета создаются в изделиях, как правило, при помощи размещения перегородок в загрузочном оборудовании, либо в матрице пресс-формы. При размещении перегородок в ячейках матрицы пресс-формы и заполнении полученных отсеков бетонной смесью выбранного цвета указанные перегородки остаются в готовом изделии, что отрицательно влияет на прочностные свойства.
В других вариантах перегородки устанавливают в загрузочном ящике с гидроприводом. В разные отсеки загрузочного ящика помещают бетонную смесь разного цвета. При этом загрузку декоративного слоя выполняют прерывисто многократно и многослойно. Таким образом, например, имитируют расцветку природного камня.
Также используют технологию изготовления декоративных строительных изделий, включающей перемешивание с водой вяжущего, содержащего портландцементный клинкер, твердый модификатор, наполнители (гипс и пигменты), заполнители, функцио-нальные добавки, выдерживание полученной смеси с последующей ее укладкой, формовкой, уплотнением и термообработкой. Причем для получения многоцветных изделий готовят несколько смесей, различающихся по цвету или тону, которые через систему сит, например, через колосниковые решетки, подают в бункер, поддерживая при этом стационарный поток каждой смеси.
Для изготовления декоративных изделий с мраморовидной структурой используют цветные смеси, а также устройство, представляющее собой бункер, разделенный внутренней перегородкой на два отсека. В нижней части бункера предусмотрен шибер, перекрывающий выход из обоих отсеков. Под ним расположен другой бункер, образуемый в нижней части стенками, две из которых прикреплены к осям, вокруг которых они могут поворачиваться. Подвижные стенки имеют отверстия и представляют собой систему сит, в данном случае колосниковых решеток, так как отверстия выполнены в форме щелей, с колосниками. На центральном колоснике закреплены на крючках цепи, которые могут регулировать угол наклона колосниковых решеток. Как правило, они находятся в положении, открывающем вид на них сверху. При изготовлении изделий с мраморовидной структурой цветные смеси помещают в указанные отсеки. После этого открывают шибер и смеси перетекают во второй бункер, а из него через щели колосников в формы. При этом не происходит разрывов сплошности потоков каждой смеси и в результате на лицевой поверхности изделий формируется четкая мраморовидная текстура, то есть имеется четкая граница при переходе от одного оттенка цвета к другому. Разработан новый прием укладки облицовочного слоя бетона в матрицу пресс-формы с обеспечением плавного перехода друг в друга всех изначально поданных цветов бетонной смеси, что обеспечивает получение бетонных изделий с более широкими функциональными возможностями для создания новых цветовых решений при реализации архитектурно-строительных проектов.
Плавный переход цветов в готовом изделии обеспечивает разработанная технология современ-ного окрашивания типа «colour-mix» [11, 14].
Способ изготовления изделий из декоративного (архитектурного) бетона методом полусухого вибропрессования включает формирование основного и облицовочного слоя изделий путем подачи бетонной смеси из смесителя в приемочные бункеры, дозирование ее в трансферкары, формование слоев изделий возвратно-поступательным движением трансферкары над матрицей пресс-формы, профилирование смеси основного слоя пуансоном, последующее формование облицовочного слоя и вибропрессование изделий. Возвратно поступательное движение трансферкары дополнительно размывает границы между раздельно загруженными в бункер порциями цветного бетона, обеспечивая плавный переход друг в друга разных цветов с получением готового бетонного изделия с расцветкой типа «colour-mix» (рис. 3).
Рис. 3. Партия готовых изделий из цветного
бетона, размещенная на поддоне
Перегородки внутри промежуточного приемочного бункера облицовочного бетона устанавливают вдоль движения трансферкары по всей длине бункера, а подачу цветного облицовочного бетона осуществляют адресно в каждую ячейку промежуточного приемочного бункера отдельно.
В результате получают изделия разнообразной формы и размеров из декоративного бетона, содержащие основной и облицовочный слои, при этом облицовочный слой каждого изделия выполнен многоцветным с плавным переходом друг в друга двух, трех и более цветов бетонной смеси.
Цветовая гамма облицовочного слоя может варьироваться в пределах основных цветовых пигментов, а также в зависимости от процентного содержания этих пигментов в составе слоя. Основные применяемые цвета облицовочного слоя – это красный, зеленый, синий, оранжевый, желтый, коричневый, черный, серый (изготавливается без применения цветовых пигментов), белый (изготавливается без цветовых пигментов с применением белого цемента), горчичный, розовый, бежевый и песочный. Также возможно изготовления и других цветов в зависимости от процентного отношения пигментов при их смешивания в по выбранному рецепту.
Окрашивание тротуарной плитки не ухудшает ни физические, ни механические свойства. Прочность на сжатие тротуарной плитки составляет 30 МПа, морозостойкость – F200, водопоглощение – до 5% [11].
Изделие может быть выполнено, например, в форме брусчатки или тротуарной плитки, или в форме бетонного бордюра, или в форме поребрика, или в виде плоского изделия любой другой формы.
Во время укладки тротуарной плитки на объектах строительства получаемая брусчатка перемешивается, а чередование переходов цвета между соседними плитками создает неповторимые цветовые решения (рис. 4).
Разработанная технология современного окрашивания типа «colour-mix» обеспечивает
плавный переход цветов облицовочного слоя бетона с получением каждой единицы продукции в многоцветном исполнении при высоком уровне механических свойств изделий.
Рис. 4. Укладка тротуарной плитки с чередованием переходов цвета между соседними плитками
Цветовой эффект, например, плиты тротуарной, определяется не только окрашивающими цемент пигментами. На цвет поверхности, наряду с рецептурными компонентами, оказывает влияние целый ряд других факторов. Первое место при этом отводится особенностям рельефа изделия, поскольку интенсивность и сочность цвета определяется отражением. В соответствии с этим действует правило: чем больше отражение, тем интенсивнее ощущение цвета. Предмет, обладающий гладкой малопористой поверхностью, кажется нам более интенсивно окрашенным, чем предмет с шероховатой поверхностью. Поэтому, при производстве цветных вибропрессованных изделий необходимо стремиться к получению более плотной и менее пористой структуры окрашен-ной лицевой поверхности. Существующие способы окрашивания позволяют получать вибропрессованную плиту тротуарную уникаль-ную по окрасу, эстетически привлекательную и архитектурно-выразительную.
Начало нового века проходит под девизом - экологичность, и все чаще архитекторы и строители обращаются к деревянному строительству. Но при обработке дерева наиболее важным моментом является правильное завершение процесса, а именно выполнение отделки изделия. И для достижения качественного результата надо понимать и знать как можно больше об используемых материалах, факторах, влияющих на окрашивание, необходимом оборудовании и различных технологиях применения. И появляется такой немаловажный фактор, как придание цвета, либо оттенка, древесине.
Так что же такое цвет с точки зрения отделки изделия? И в данном вопросе помогает наука колористика. Эти знания активно используются и в области продвижения лакокрасочных материалов для отделки изделий из древесины. Так задачи, связанные с квалифицированным подбором необходимого цвета, всегда актуальны для любого отделочного производства.
На саммите, где принимали участие лидеры в области колористики и профессиональных красок для дерева − концерн AkzoNobel и
компания GOOD COLOR, и ведущие эксперты деревянного домостроения, было выявлено, что в 2016 году самым востребованным цветом для деревянных ограждающих конструкций стала "золотистая охра" (OchreGold). Специалисты учитывают традиции и современные тенденции и выдают тот цвет, который наиболее точно отражает эмоциональную наполненность сегодняшнего времени. И нынешний "золотой" это не "золото, как роскошь", а это − успокаивающий, умиротворенный цвет [15].
Таким образом, нельзя недооценивать значения колористического образа архитектурной среды, которую мы регулярно визуально воспринимаем. Современные исследования и разработки помогают совмещать высокие эксплуатационные, декоративные и колористические свойства.
1. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 109 с.
2. Birren, F. Color psychology and color therapy: A factual study of the in-fluense of color on human life. New York., 1961. 302 p.
3. Иоханнес Иттен «Искусство цвета» Издательство: Издатель Дмитрий Аронов, 2015. 96 с.
4. Алексеева Т. Психологический подход в цветовом архитектурном моделировании // Колористика города (материалы Международного семинара). М., 1990. Т II.
5. Сулейманова Л.А., Погорелова И.А., Малюкова М.В. Высокоплотные составы вибропрессованных бетонов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. № 3. С. 48-50.
6. Лесовик В.С., Агеева М.С., Денисова Ю.В., Иванов А.В. Использование композиционных вяжущих для повышение долговечности брусчатки бетонной // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. № 4. С. 52-54.
7. Сулейманова Л.А., Малюкова М.В. Высолы (выцветы) на поверхности бетонных изделий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. №3. С. 28-31.
8. Сулейманова Л.А., Малюкова М.В. Повышение качества мелкоштучных изделий за счет равномерного заполнения формы жесткой смесью // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2013. - № 3. С. 56-60.
9. Kharkhardin A.N., Suleymanova L.A., Kara K.A., Maluykova M.V., Kozhukhova N.I. Тhe Determination of Topological Properties in Polydispersed Mixtures on the Results of Sieve Laser and Particle Size Analysis // World Applied Sciences Journal. 2013. № 25. Т.2. С. 347-353.
10. Стрельцова Т.П., Соловьева Л.Н., Максакова Е.С., Никулина М.В. Особенности декоративных бетонов в зависимости от колорирующего компонента // В сборни-ке: Инновационные материалы и технологии (ХХ научные чтения) Материалы Междуна-родной научно-практической конференции. 2013. С. 223-225.
11. Сулейманова Л.А., Малюкова М.В. Вибропрес-сованные плиты бетонные тротуарные с полифункциональной матрицей. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. 144 с.
12. Корякина А.А., Севостьянова К. И., Сулейманова Л.А. Колористика предметно-пространственной среды // Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: сб. тез.докл. - Старый Оскол: ООО «Ассистент плюс», 2016. С. 66-68.
13. Сулейманова Л.А., Малюкова М.В., Погорелова И.А., Яковлева Е.А., Корякина А.А. Декоративные элементы как способ эстетического осмысления пространства. // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. № 6. С. 7-13.
14. Патент на изобретение № 2476312. Способ изготовления изделий из цветного архитектурного бетона и изделие, полученное этим способом / Н.Н. Щербин, А.А. Боблак, М.В. Малюкова // Заявл. 27.09.11; опубл. 27.02.13. Бюл. № 6. - 3 с.
15. http://architime.ru/competition/2016/stat160716.htm 2007 - 2016, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс, идея - Мария Малицкая, architime@mail.ru, mail@architime.ru.