Россия
В статье предложены возможные пути подготовки педагога-универсала для школы, находящейся в трудных социальных условиях – сельской общеобразовательной организации. Представлен вариант организации образования студентов направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование» уровней бакалавриата профилей «Естествознание», «Гуманитарная область знания», «Социально-экономическая область знания», «Информационно-технологическая деятельность», «Интегрированная область знания по безопасности жизнедеятельности». Раскрыта методологическая основа такой подготовки – идея междисциплинарного подхода к развитию наук, трансформирующаяся в области образования в идею междисциплинарной подготовки к профессиональной деятельности будущих педагогов сельских школ. Такой вариант образования будущих педагогов учитывает основную (преобладающую) тенденцию развития современного научного знания — интеграцию, а также специфические условия жизнедеятельности сельской школы. Представлены результативно-целевые ориентиры (в виде формирования специфических компетенций учителя сельской школы), идеи выстраивания контента (содержания) и организации процесса обучения студентов как базовых характеристик основной образовательной программы.
интеграция, междисциплинарный подход в развитии наук, сельская школа, педагог сельской школы, направления подготовки «Педагогическое образование», профильная общеобразовательная школа, высшее образование, профиль (направленность) подготовки, педагог-универсал, принцип междисциплинарного подхода в подготовке будущих педагогов, многопредметность преподавания, дидактика высшей школы, метапредметность
Наши научные интересы связаны с жизнедеятельностью общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, и в силу этих обстоятельств обладающих определенной спецификой. Какое отражение в жизнедеятельности сельской школы находит общая тенденция к интеграции? И как ее можно эффективно использовать для повышения качества образования в условиях школ, расположенных в неблагоприятных социальных условиях?
Обобщим основные специфические признаки жизнедеятельности сельской школы с позиции проявления в ней интеграционных процессов. Представим в табл. 1 основные выделенные нами интеграционные явления [8].
1. Абылкасымова А.Е. Стратегические направления модернизации педагогического образования в условиях инновационного развития [Текст] / А.Е. Абылкасымова, М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - № 3. - С. 3-8. - DOI:https://doi.org/10.12737/13351.
2. Артемьева С.И. К содержанию подготовки бакалавра: методологический аспект // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2012. - № 1. - С. 49-52.
3. Итоговый аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. [Электронный ресурс] / общее руководство О.Г. Ершов. - URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1408709880/1_0.pdf
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] // Профильная школа. - 2003. - № 1. - С. 12-18; № 2. - С. 3-5. (Утверждена Приказом Министра образования от 18.07.2002 № 2783).
5. Коршунова О.В. Обучение сельских школьников на основе интегративно-дифференцированного подхода [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / О. В. Коршунова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 44 с.
6. Сведения по ЕГЭ за 2013 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tutoronline.ru
7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) «Педагогическое образование», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 декабря 2015 г. № 1426.
8. ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 (050100.62) «Педагогическое образование», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. № 91.