ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ УЧАЩЕГОСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается содержание и методы подготовки студента педагогического вуза к взаимодействию с семьей учащегося, которые заключаются в обогащении базы его теоретических знаний, овладении им способами и практическими навыками профессионального взаимодействия с детьми и членами их семьей. Приводится разработанная модель подготовки будущего педагога в процессе реализации специального курса «Проблемы семьи и семейного воспитания», ориентирующая его на психолого-педагогическую поддержку детей, разрешение сложных и конфликтных ситуаций в разных типах семей, помощь родителям в создании доброжелательной семейной атмосферы.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка будущего педагога, критерии профессиональной подготовки, результативность профессиональной подготовки, теоретическое насыщение содержания профессиональной подготовки, практический опыт взаимодействия с семьей учащегося
Текст

Политические и экономические изменения, произошедшие в России в конце XX в., неизбежно привели к расслоению общества, ценностной переориентации граждан, усилению роли индивидуализма и столкновению общественных интересов с семейными (Н.В. Богачева, С.В. Дармодехин, О.Л. Зверева). Авторские концепции, разрабатываемые в России, в основном направлены на решение задач обучения и воспитания в образовательных учреждениях и в меньшей степени – семейного воспитания (В.В.Аршинова, О.С. Газман, В.А. Караковский, М.С. Каган, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

Многие исследователи семьи отмечают, что родители, стремясь к дополнительным заработкам, уделяют меньше времени детям и ответственность за их обучение и воспитание перекладывают на педагогов. Одновременно происходит переориентация школы с воспитания на обучение, в результате чего школьные учителя реже взаимодействуют с семьями учащихся (С.В. Дармодехин, А.В. Мудрик, А.Г. Харчев). Фактически между школой и семьей произошло разделение функций обучения и воспитания. Вместе с тем в настоящее время происходит возвращение к ценностям взаимодействия школы и семьи.

Список литературы

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

2. Богачева Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дис. … канд. социол. наук. - [Казань, 2005]. - 245 с.

3. Дармодехин С.В. О разработке стратегии модернизации воспитания в современном российском обществе // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: сб. материалов международной научно-практической конференции 7-9 декабря 2011 г. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. - 240 с.

4. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 156 с.

5. Савельев А.Я., Семушина Л.Г., Кагерманьян В.С. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе. - М.: НИИВО, 2005. - 72 с.

6. Селиванова Н.Л. Роль классного руководителя в современном воспитании // Классный руководитель. - 2009. - № 8. - С. 55-59.

7. Смирнова А.В. Реализация готовности студентов к выполнению функций семейного педагога на практике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 3 (21). - С. 133-137.

8. Смирнова А.В. Состояние подготовки и готовности будущего учителя к выполнению функций семейного педагога // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 1 (19). - С. 126-132.

Войти или Создать
* Забыли пароль?