В статье освещены вопросы, касающиеся как общих проблем антикризисного управления, так и методологических аспектов в области управления персоналом в условиях кризиса. Дана краткая характеристика фаз кризиса организации — предварительной, острой, хронической и разрешения кризиса. Показана суть антикризисного управления, включающая предвидение кризиса, анализ его симптомов, разработку антикризисных мер. Подчеркнута роль персонала в преодолении проявления кризиса в организации и необходимость антикризисного управления персоналом. Предложены принципы антикризисного управления персоналом: ориентация на текущее состояние организации и перспективы ее развития, выявление и преодоление кризисных ситуаций в управлении персоналом, снижение затрат, готовность к реорганизации процессов и технологий управления персоналом, готовность к реструктуризации персонала, открытость и честность в отношении персонала, поддержание лояльности персонала, поддержка увольняемого персонала. Охарактеризованы тенденции основных технологий в русле антикризисного управления персоналом.
кризис, антикризисное управление, управление персоналом, кризисные ситуации, принципы антикризисного управления персоналом, антикизисные технологии
Кризис требует для выживания изменений в управлении предприятием и его организации. Знание о кризисе, его возможных проявлениях позволяет осуществлять системный подход к управлению — от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.
Современные исследователи сходятся во мнении, что кризисы в организации порождают две группы факторов:
- собственные циклы развития организации, которые могут осложняться субъективными обстоятельствами — ошибками в стратегии управления, недостаточным вниманием к проблемам развития, др.;
- изменение всей социальноэкономической системы, связанное с внешними экономическими условиями и политической обстановкой в стране и порождающее такие объективные факторы, как колебания рыночной конъюнктуры, потребность в модернизации техники, технологии и т.д.
Кроме того, процесс развития и преодоления кризисов в организации характеризуют последовательно сменяющие друг друга фазы:
- предварительная фаза — предпосылки развития кризиса, и если на этой стадии не предпринимать никаких действий, то следующая фаза — острый кризис — может оказаться неожиданным и глубоким;
- острая фаза — определенный ущерб организации уже нанесен, фаза характеризуется снижением показателей результатов финансовохозяйственной деятельности; однако в силах руководства организации свести этот ущерб и время протекания острой стадии кризиса к минимуму;
- хроническая фаза — приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов, увольнений среди персонала, руководства организации;
- фаза разрешения — цель управления любым кризисом, итог управленческих решений, предпринимавшихся в предыдущие три стадии кризиса.
Это вариант успешного преодоления кризиса: восстановление финансового равновесия, восстановление производства и реализации продукции; создание условий для поддержания нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе.
1. Алавердов А.Р. Кадровая стратегия предприятия в условиях системного кризиса [Электронный ресурс] / А.Р. Алавердов // Современная конкуренция. - 2009. - № 3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-strategiyapredpriyatiya-v-usloviyah-sistemnogo-krizisa (дата обращения: 22.09.2016).
2. Антикризисное управление [Текст]: учебник / под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 620 с.
3. Богушевский Н.В. Экономия затрат на персонал в условиях финансового кризиса: проблемы и возможности их решения [Текст] / Н.В. Богушевский // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - Вып. № 6-1 (15). - С. 24-27.
4. Зоря Н.В. Кадровая стратегия в условиях кризисной ситуации [Электронный ресурс] / Н.В. Зоря, М.В. Бугаева // Инновационная наука. - 2016. - № 4-1 (16). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-strategiya-vusloviyah-krizisnoy-situatsii (дата обращения: 28.08.2016).
5. Зуб А.Т. Антикризисое управление органиацией: учебное пособие [Текст] / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
6. Николаев Д.О. Проблемы управления персоналом в условиях кризиса [Текст] / Д.О. Николаев // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2011. - Вып. № 63. - С. 113-124.
7. Политов В. Управление персоналом в период кризиса [Электронный ресурс] / В. Политов // Умное производство. - URL: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=139&group_id_4=60 (дата обращения: 10.07.2016).
8. Соколова Г.Ю. Антикризисное управление [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.Ю. Соколова. - МО, Ивантеевка: НОУ МОИУП, 2011. - 63 с.
9. Чарышева С.Р. Особенности социально-психологической адаптации персонала организации в условиях кризиса: результаты исследования [Электронный ресурс] / С.Р. Чарышева. - URL: http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2599 (дата обращения: 24.07.2016).
10. Шамгунов Р.Н. Стратегия и кризис: что делать компании с разработанными ключевыми показателями эффективности? [Электронный ресурс] / Р.Н. Шамгунов. - URL: http://www.cfin.ru/anticrisis/methodical_material/consultants/strategy_kpi.shtml. (дата обращения: 24.07.2016).