КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ (АНОНС УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье в компактной форме излагаются вопросы: построения теоретико-методологических оснований модернизации образовательного процесса, реализующего современные образовательные стандарты; излагаются инновационные методики и инструментальные средства формирования компетенций в процессе преподавания учебного предмета; предлагаются методические средства, обеспечивающие усиление роли воспитательной составляющей вузовского образовательного процесса.

Ключевые слова:
компетентностный подход в обучении, онтологическая модель дидактики, модернизация образовательного процесса, профилированное обучение, оптимизационные методы дидактики, инновационные формы и методы обучения
Текст

Как известно, в настоящее время педагогика высшей школы в условиях реформирования образования и бурного роста научной, социальной и другой информации не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни была важна эта область. Необходима разработка таких общих основ педагогики, которые обеспечивали бы построение вузовских образовательных процессов, гарантирующих оптимальный результат в обучении, воспитании и профессиональном становлении будущего специалиста. Отсюда вытекает проблема первостепенной теоретической и прикладной значимости: разработки  новых принципов и на их основе новых положений педагогической теории высшей школы, новых форм и методов обучения. Острая необходимость в дальнейшем развитии теории вызывается и новыми задачами, поставленными обществом перед образованием (ЕГЭ, профильное обучение в школе, компетентностная модель обучения в вузе и др.).  

Сегодня общество к системе высшего образования предъявляет  на уровне ведущих следующие требования:

 

  • воспитывающего обучения на основе компетентностной модели специалиста;
  • формирования у студентов современного мировоззрения;
  • формирования у будущего специалиста готовности к жизненной самореализации
  • воспитания у студентов в процессе обучения самостоятельности, инициативы и некоторых других востребованных обществом качеств личности.

 

Именно с позиции этих требований просматривается очевидный формализм в организации вузами воспитания и развития студентов хотя бы в силу того, что учебные заведения фактически до сих пор реализуют предметную систему обучения, и преподаватели согласно учебным программам стремятся сформировать у студентов, в первую очередь, необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, мы имеем дело с другой очень важной и очень сложной современной проблемой – острой необходимостью существенного усиления роли воспитательной составляющей образовательного процесса по учебному предмету и, прежде всего, в формировании конкретных качеств личности (компетенций), внесении четко определенного вклада в её развитие. 

Понятно, создание научно-педагогических основ, необходимых для практической реализации сформулированных  выше требований, сопряжено с поиском методологических подходов и средств достаточно эффективной интеграции дидактики и теории воспитания. При этом именно дидактика здесь призвана сыграть ведущую роль, чтобы изжить формальную увязку обучения и воспитания. Фактически сущность этой задачи заключается в необходимости поставить учение таким образом, чтобы оно само, как таковое, формировало человека высокой нравственности, готовило его к жизненной самореализации. Поиск решения этой задачи связан с пересмотром отношений между преподавателем и студентами, разработкой принципиально новых форм и методов обучения. 

В анонсируемом учебном пособии «Инновационная педагогика» образовательный процесс (синонимы: «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс»)  рассматривается как органическое единство процессов обучения, воспитания и профессионального становления. Сущность его состоит в передачи педагогами социального опыта студентам посредством специальным образом организованного взаимодействия, направленного на их всестороннее, гармоническое развитие, подготовку к жизненной самореализации в современном обществе. Новизна данного педагогического подхода заключается в том, что вузовский учебно-воспитательный процесс не может рассматриваться как механическая сумма процессов обучения и воспитания, а он должен рассматриваться как самостоятельный целостный системный объект, функционирующий в согласии со своими принципами и закономерностями. 

Очевидно, острая необходимость первоочередного уточнения понимания сущностных основ современного вузовского образовательного процесса порождена, прежде всего,  практическими потребностями. В успешном решении этой проблемы нуждаются и  вузовские преподаватели, и руководство высшей школы, и ученые-педагоги. С позиции модернизации образовательного процесса важно также иметь в виду, что работа над обсуждаемой проблемой позволяет систематизировать и  обобщить новые знания, накопленные педагогической наукой, обосновать теоретико-методологические и методические подходы к разработке востребованных обществом образовательных моделей  (например, компетентностной).  

В тесной связи со сказанным выше рассмотрим проблему использования современных педагогических подходов и соответствующих инструментальных средств проектирования и реализации новых образовательных стандартов. Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения предусматривает профессиональную подготовку студентов на основе интеграции знаниевого и компетентностного подходов. Однако обсуждаемые государственные стандарты не предлагают ни дидактических средств, ни тем более технологий реализации компетентностного подхода в учебном процессе в условиях знаниевой парадигмы. Вместе с тем, как показывают педагогические исследования, реализация компетентностной модели обучения в условиях ЗУНовского (ЗУН: знания, умения, навыки) подхода, не перестраивая сущностных основ процесса обучения по предмету, возможна только формально. Дело в том, что компетенции принадлежат к личностным структурам, описывающим профессиональную культуру человека, а ЗУНовская составляющая является лишь одним из структурных элементов профессиональной культуры.

Оригинальность и сложность проблемы реализации компетентностного подхода в учебном процессе во многом объясняется ещё и тем, что овладение учащимся даже на высоком уровне ЗУНами не гарантирует ему овладение соответствующими компетенциями. Системе образования требуются принципиально новые инновационные педагогические методики, решающие проблемы: 

 

  • разработки принципов и методик отбора учебного материала дисциплины, который обеспечивает реальные содержательные основания для формирования требуемых компетенций;
  • разработки теории и инструментальных средств профилирования учебных курсов, исходя из компетентностной модели;
  • обеспечения вариативности учебных курсов, как ведущего звена педагогического механизма, обеспечивающего учащимся индивидуальную образовательную траекторию;
  • введения в учебные курсы профессионально-ориентированных практических задач, позволяющих оценить уровень сформированности конкретной компетенции.

 

В обсуждаемом учебном пособии «Инновационная педагогика» предлагаются педагогические средства решения обозначенных выше задач и в их числе образовательные технологии, основу которых составляют: 

 

  • инновационные методы: свернутых информационных структур, нелинейного структурирования процесса обучения, дистанционного обучения; 
  • радиально-концентрический подход к структурированию вариативного учебного курса; 
  • матрица взаимосвязи задач обучения, воспитания и развития личности и др.  

 

Вполне понятно, что в исследовании сущности образовательного процесса не обойтись без современных методологических средств. В данном пособии построение общей теории педагогики высшей школы проводится с помощью онтологического спецификатора данной науки. Используя спецификатор, разрабатывается онтологическая модель учебного курса, показывающая иерархию всех его компонентов, что, в конечном счете, и даёт возможность строго проконтролировать необходимость и место каждого факта, понятия, принципа, закона в общей логической структуре целостного курса. Обратим внимание на то, что построение базовых основ педагогики в виде соответствующей модели требует четкого определения соответствующей проблемной области, включающей терминологию и систему понятий, определение адекватных моделей и теорий, определение методов, педагогических подходов и процессов решения поставленных перед курсом задач.  Разработанная модель и служит в качестве общего языка для адекватного выражения семантики разнообразных педагогических моделей. 

В построении общей теории педагогики высшей школы на основе онтологической модели особый интерес  представляет методика использования системно-синергетического подхода для исследования структур педагогического процесса, принадлежащих к категории фундаментальных. Здесь под фундаментальными структурами педагогики понимаются её целостные системные образования, обладающие свойствами:

 

  • множества системообразующих элементов  этих  структур не пересекаются;
  • каждое отдельно взятое системное  образование функционирует и развивается не только  в  соответствии  с  общими  закономерностями  педагогики, но  и   по  своим  специфическим принципам  и  закономерностям;  
  • фундаментальные структуры несут интеграционное начало: совокупность системных элементов  представляет собой специфическую целостную систему,  элементы которой находятся во взаимосвязи и  взаимозависимости, и, влияя друг на друга, предопределяют не только взаимные изменения, но и накопление нового качества  всей их целостно  системой.

 

В рамках вузовского образовательного процесса рассматриваемого на уровне системного объекта можно выделить три его фундаментальные структуры: 

  1. Содержательно-воспитательная; 
  2. Процессуальная;  
  3. Технологическая.  

Подчеркнем, что число «три» не является  исчерпывающим,  и  развитие  педагогики  может  его  увеличить;  но при настоящем состоянии знаний  эти  три  структуры  являются  неприводимыми друг к другу и  играют, таким образом, роль  фундаментальных. Обратим также внимание и на то, что наиболее значимым прикладным фактором методологического подхода, базирующегося на концепции фундаментальных структур,  является более строгое обоснование теоретических основ  педагогики, более глубокое  раскрытие  её  сущностных  основ.  

Учебное пособие включает пять разделов:

 

  1. Инновации в области методологии педагогики;  
  2. Инновации в области дидактики;  
  3. Инновационные подходы и средства проведения занятия;  
  4. Инновационные формы и методы обучения;  
  5. Дистанционное  образование  как инновационная форма организации персонифицированного обучения. 

 

Каждая тема раздела завершается тестированием уровня усвоения студентом учебного материала. Подчеркнём, абсолютное большинство вопросов конкретного теста имеют проблемный характер. Ниже приводится в качестве примера тест по теме  «Методология педагогики и проблемы разработки инноваций в области обучения и воспитания учащихся».  

 

Вопросы для самоконтроля:

 

  1. Что такое методология педагогики?
  2. Каковы научные основы построения педагогической теории? 
  3. Какое положение теории педагогики можно отнести к её принципам?
  4. На каких методологических требованиях базируется система принципов педагогики?
  5. Какие функции выполняет методология педагогики в построении научной теории?
  6. Какими понятиями оперирует системный подход?  
  7. Раскройте сущность признаков, характеризующих  объект как педагогическую систему.
  8. Что такое модернизация учебно-воспитательного процесса?  

 

 

Проблемные задания для самостоятельного выполнения:

  1. Подготовьте реферат  «Системно-синергетический подход как метод методологии педагогики».
  2. Проанализируйте в письменной форме педагогические признаки, которые позволяют в совокупности утверждать, что модернизация учебно-воспитательного процесса проведена успешно. 

 

В заключение отметим, что содержание учебного пособия «Инновационная педагогика» позволяет сформировать готовность читателя  к выполнению научных исследований в области современной  педагогики  по следующей проблематике:

  • педагогическая специфика открытого образования: теоретические основания; формы, методы и средства; образовательные технологии;
  • интеграция профессионального образования: сущность, теоретические основы, педагогические технологии;
  • теоретико-методологические и технологические  основания научно обоснованного отбора содержания образования, решающего задачи обучения, воспитания и развития учащегося на основе принципов социально-личностной актуальности знаний и всестороннего развития личности, востребованной обществом;
  • теоретико-методологическое обоснование компетентностной модели обучения;
  • педагогические особенности учебно-воспитательного процесса, реализующего компетентностную модель обучения;
  • методика подготовки бакалавра: теория и технологии формирования профессиональной культуры будущего специалиста;
  • теоретико-методологические обоснования ФГОС ВПО третьего поколения и образовательно-воспитательные системы  реализации образовательного стандарта;
  • педагогические безопасные для здоровья учащегося средства ускорения обучения и развития личности.
Список литературы

1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учебное пособие [Текст] / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 120 с.

2. Грачев В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В.В.Грачев, О.А.Жукова, А.А.Оролов // Педагогика. - 2009. - № 2. - 107 с.

3. Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учебное пособие [Текст] / А.В.Коржуев, В.А.Попков. - М.: Акад. Проект, 2009. - 185 с.

4. Околелов О.П. Конструктивная педагогика [Текст]; монография - М.: Директ-Медиа, 2013. - 160 с.

5. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития [Текст] // Высшее образование в России. № 2, 1994. С. 45-50.

6. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики [Текст] // Педагогика. № 3, 2000. С. 21 - 26.

7. Околелов О.П. Дидактическая специфика открытого образования [Текст] // Педагогика. № 6, 2001. С. 45-51.

8. Околелов О.П. Теоретические аспекты и технологии реализации образовательного стандарта третьего поколения [Текст] / О.П. Околелов, О.Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. 2009. № 11. С. 88 - 91.

9. Околелов О.П. К проблеме разработки методики подготовки специалистов, реализующей ФГОС [Текст] / О.П. Околелов, О.Д. Дячкин, В.А. Семиряжко // Alma mater Вестник высшей школы. 2011. № 10. С. 44 - 48.

10. Околелов О.П. Интеграционные процессы в профессиональном образовании [Текст] // Alma mater Вестник высшей школы. 2013. № 4. С. 36 - 39.

11. Околелов О.П. Педагогика высшей школы: учебник / О.П.Околелов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 187 с.

12. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?