СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проанализированы специфические черты российского рынка образовательных услуг, обобщены проблемы формирования образовательного продукта, обеспечивающего конкурентоспособность потребителя на рынке труда. Уточнены стратегические ориентиры развития рынка образовательных услуг, обусловленные повышением роли инновационной составляющей экономического развития России и изменениями в нормативно-правовой базе деятельности образовательных учреждений.

Ключевые слова:
рынок образовательных услуг, образовательный продукт, качество образования, востребованность образовательных услуг
Текст

Реализация положений Болонской декларации, вступление России во Всемирную торговую организацию, принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставили образовательные учреждения в условия глобальной конкуренции.

Пятнадцать лет назад (в 1998 г.) в Болонье была принята университетская хартия Magna Charta Universitatum, в ней была заявлена необходимость создания Зоны европейского высшего образования как основы европейского гражданства и обоснование ведущей роли университетов в развитии европейской культуры. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., приняв на себя обязательства к 2010 г. ввести двухступенчатую систему образования, систему учета изучаемых дисциплин и зачетных единиц, принятую в Европе, провести аккредитацию образовательных учреждений.

Переход на Болонскую систему предопределил необходимость изменения основных правовых актов в сфере образования. Уже упоминавшийся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на формирование эффективного механизма правового регулирования отношений в сфере образования, обеспечивающего реализацию права на образование, государственные гарантии на получение качественного образования, укрепление защиты интересов личности в области образования. Он заменил два действующих ранее образовательных закона — Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Как отмечают ведущие эксперты ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства», позитивным нововведением Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ является формирование понятий-

ного аппарата, содержащего определение таких терминов, как «образование», «качество образования», «воспитание», «обучение» и др. Особое правовое регулирование предполагает получение образования некоторыми категориями обучающихся: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» [5].

Список литературы

1. Григорьева Н. С. Возможности и ограничения Болонского процесса: российская система высшего образования между традицией и современностью [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Государственное управление. Электронный вестник». Выпуск № 5. 19.05.2005. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2005/Grigorjeva.pdf (дата обращения: 15.04.2013).

2. Лыков А. Болонская система: российские вузы на международном образовательном рынке: Грамотное использование всех возможностей новой системы дает положительные результаты [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Утро». 29.06.2012. URL: http://utro.ru/articles/2012/06/29/1056052.shtml (дата обращения: 09.04.2013).

3. Обзор российского рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] // Информационный портал межрегионального делового сотрудничества «Система межрегиональных маркетинговых центров». URL: http://marketcenter.ru/content/doc-2-11586.shtml (дата обращения: 06.04.2013).

4. Федорова Н. В. Роль образования в системе факторов формирования конкурентных отношений на рынке труда [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2011/1/Fedorova/ (дата обращения: 10.04.2013).

5. http://lexed.ru - официальный сайт ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства». Режим доступа свободный (дата обращения: 10.04.2013).

6. http://marketologi.ru - официальный сайт некоммерческого партнерства «Гильдия маркетологов». Режим доступа свободный (дата обращения: 02.04.2013).

Войти или Создать
* Забыли пароль?