Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются особенности формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе. Дается характеристика разных видов текстов. С учетом специфики содержания учебных предметов предлагаются советы о применении целесообразных методов и приемов формирования у младших школьников умений работать с информационно-содержательным, инструктивным и справочным текстами.

Ключевые слова:
читательская грамотность, виды учебных текстов, информационно-содержательный текст, инструктивный текст, справочный текст, методика работы с текстами
Текст

Понятие «читательская грамотность»

Формирование читательской грамотности младшего школьника – одна из самых актуальных задач современного начального образования. (В основание статьи положено методическое письмо, подготовленное сотрудниками Центра начального общего образования ФГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой, В.Ю. Романовой, О.А. Рыдзе, И.С. Хомяковой под руководством Н.Ф. Виноградовой). С чем связано особое внимание к ее решению на первом этапе школьного образования?

Ответить на этот вопрос нам помогает оценка понятия «читательская грамотность». Читательская грамотность как часть культуры современного человека есть готовность использовать читательскую деятельность для понимания и оценки жизненных проблем, адаптации к социальному миру, осознанию смыслов и ценностей, возможность заниматься образованием и самообразованием. Таким образом, базовое понятие «читательская грамотность» строится на двух личностных новообразованиях человека:

  1. готовность к читательской деятельности;
  2. возможность ее использовать.

На этих основаниях целесообразно строить и характеристику читательской грамотности младшего школьника, которая может быть представлена следующими компонентами:

  1. техника чтения;
  2. смысловое чтение;
  3. эмоционально-экспрессивная реакция;
  4. интерпретация прочитанного;
  5. рефлексивный анализ;
  6. активное использование информации.
Войти или Создать
* Забыли пароль?