СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме социального проектирования в студенческой среде, в качестве механизма которого выступает волонтерское движение. В статье описан практический опыт реализации студентами социально-педагогического вуза волонтерского проекта, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования в области изобразительного искусства, с одной стороны, и с другой – на приобщение детей из социально незащищенных групп к современному искусству через занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством. Соответствующая современным образовательным стандартам высшей школы практическая подготовка будущих педагогов не в полной мере может реализовать возникающие у студентов потребности по апробации собственных профессиональных умений и навыков. Одним из возможных путей решения данной проблемы стало создание студентами-волонтерами дизайн-студии как социально значимого проекта. В отличие от общеобразовательной школы, деятельность студии не регламентирована стандартами и обязательной программой, а также жесткими требованиями к освоению. Следовательно, данная форма позволяет учитывать как интересы детей, так и потребности студентов в получении практического опыта взаимодействия с обучающимися. В ходе исследования было выявлено, что процесс сотрудничества будущих педагогов и обучающихся имеет достаточно сложную структуру и представлен следующими компонентами: когнитивным, эмоционально-ценностным, деятельностным и рефлексивно-оценочным. Достижение целевых показателей проекта и его успешная реализация позволили продолжить процесс социального проектирования в области художественного образования, направленного на знакомство детей с нарушениями речевого развития с творчеством художников родного края и создания собственных копий картин с последующим нанесением их на ткань. А.С. Макаренко подчеркивал, «что нужно воспитывать в детях стремление добиваться чего-то, каких-то поставленных целей, а не просто научить их», что в контексте нашего проекта реализуется за счет создания детьми на занятиях текстильных изделий, панно, аксессуаров, развивая их креативность и мотивируя на осознанную, целенаправленную и творческую деятельность.

Ключевые слова:
волонтерская деятельность, профессиональная практическая подготовка педагогов, социальное проектирование
Список литературы

1. Волощенко И.И. Профессиональная практика как средство социализации личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005.

2. Загладина Х. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики // Общественная политика. 2014. № 4 (66). С. 57-73.

3. Зайцева И.А. Волонтерство как социально значимая деятельность студенческой молодежи // Проблемы постсоветского пространства. 2016. № 2 (8). С. 69-82.

4. Иванова Н.Н. Волонтерская деятельность студентов в реализации социального проекта детей с особыми образовательными потребностями // Социальная педагогика: интеграция теории и практики /Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции кафедры социальной педагогики ФГАОУ ВПО «Северо- Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», 2016. С. 81-83.

5. Кагарманова Г.Г. К вопросу о моделировании педагогической деятельности // Путь науки. 2014. № 6. С. 100-102.

6. Крюкова Т.А., Малахова В.Г. Организация педагогической практики студентов вуза в современных условиях // Alma Mater (Вестник высшей школы) 2015. № 2. С. 80-84.

7. Львова С.В. Развитие волонтерского движения в системе образования // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2016. № 1(6). С. 40-44.

8. Маркелова С.А. Сетевая дистанционная поддержка педагогической практики студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2010.

9. Петошина С.И., Рыжкова И.В., Тегалева Т.Д. Педагогическое волонтерство в образовательных учреждениях как фактор развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6-0. С. 431.

10. Саливон Е.Г. Педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностно-профессионального становления: Автореф. дис…канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2005.

11. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 75-80.

12. Широбоков В.Н. Развитие мотивации молодежи как этап организации волонтерской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1-2. С. 102-104.

13. Carina Girvan, Claire Conneely, Brendan Tangney. Extending experiential learning in teacher professional development // Teaching and Teacher Education Volume 58, August 2016, Pages 129-139.

14. Maiskiy G. Scintific consepts in the organization of pedagogical practice // Проблеми iнженерно-педагогiчноï освiти. 2012. № 37. С. 8-12.

15. Rong-Ji Chen. Investigating models for preservice teachers’ use of technology to support student-centered learning // Computers & Education, Volume 55, Issue 1, August 2010, Pages 32-42.

16. Rosario Gil-Galván, F. Javier Gil-Galván How to Use Professional and Life Projects to Guide University Students Towards Optimal Professional Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 93, 21 October 2013, Pages 1901-1905

Войти или Создать
* Забыли пароль?