МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена интерактивным и дискуссионным формам обучения. Рассмотрена структура занятия по английскому языку с применением интерактивных технологий. Определены основные составляющие эффективности занятия по английскому языку. В статье предложены педагогам-лингвистам гуманитарного образования методы для реализации занятий в условиях послевузовской профессиональной деятельности.

Ключевые слова:
интерактивные методы обучения, структура занятий по английскому языку, дискуссионные формы обучения.
Текст

Формирование профессиональной компетентности педагога-лингвиста – это сложный процесс «проектирования» личности. Несомненно, что использование интерактивных методов обучения побуждает не только ученика, но и преподавателя к постоянному творчеству, способствует развитию педагогических способностей, ориентирует на поиск уникальных качеств учеников, особенностей их мышления.

Интерактивное взаимодействие характеризуется высоким показателем интенсивности общения участников, их прямой коммуникацией, изменением использованных приемов и форм общения, помогает разнообразить восприятие информации, тем самым, улучшая ее усвоение [1;37].

Основными составляющими эффективности занятия являются основательные теоретические знания учеников, тщательное планирование занятия и творческий подход преподавателя.

Структура занятия по английскому языку с применением интерактивных технологий проходит в четыре этапа:

1) Подготовка. Этот этап предусматривает организационные моменты, такие как раздаточный материал, решения вопросов места проведения и необходимых технических средств.

2) Введение. На данном этапе важны объяснения правил, цели, технически сформировано задание, разделение на группы, распределение ролей и напоминание студентам о количестве отведенного на «игру» времени.

3) Проведение. Обязательным является обсуждение заданных преподавателем ситуаций, самостоятельный или групповой поиск решений, формирование ответов.

4) Рефлексия и результаты. Элементами данного этапа является обсуждение результатов «игры», оценка, обратная связь [2;11].

Стоит отметить, что избрание форм и проведения интерактивного занятия требует индивидуального подхода преподавателя, учета уровня интеллектуального развития, темы, которая изучается, и целей.

Технологии интерактивного обучения могут быть привлечены к проведению занятия в аудитории или за ее пределами в форме внеклассового мероприятия. Методика проведения занятия является активной, т.е. ни один ученик не остается без внимания и, в благоприятной атмосфере, даже пассивные ученики стремятся быть активными участниками.

К интерактивным методам обучения относят презентацию, эвристические беседы, ролевые игры, дискуссии, «мозговой штурм», конкурсы с практическими задачами и их последующее обсуждение, проектирование бизнес-планов, проектов, проведение творческих мероприятий, использования мультимедийных компьютерных программ и привлечение англоязычных специалистов.

Игра – наиболее доступный для студентов вид деятельности, способ переработки полученных из внешнего мира впечатлений [3;10]. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает уровень активности студента, и он может решить более сложную задачу, чем на обычном занятии. Но это не говорит о том, что все занятия должны проходить в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: аудированием, беседами, чтением и др.

Игра имеет большое значение для развития личности. Успех учебной игры определяется возможностями участников, а также возрастными особенностями. Учебная деловая игра имеет следующие функции:

1. Развивающая – обеспечивает в ходе учебной деятельности развитие творческого потенциала учащихся, их самостоятельности в овладении методами получения необходимых знаний.

2. Коммуникабельная – реализуется через организацию общения, регулирование межличностных отношений, возникновение механизма саморегуляции поведения.

3. Активизирующая – предусматривает стимулирование познавательных процессов, интересов, потребностей.

4. Информационная – проявляется в направленности содержания игры на социальные, психологические и методические проблемы.

5. Функция интеграции знаний обеспечивает межпредметные связи между курсами общих объектов изучения [5;67].

Выбирая определенный интерактивный метод, а именно «Interview», «RoundTable», «ReflexiveCircle», «Hotsummary», «Project», «ExpertGroups», «Dozensofquestions», «Excursion», преподаватель формирует у учеников соответствующие навыки. В дополнение к этому, в результате взаимодействия происходит взаимообучение обеих сторон.

Мы предлагаем педагогам-лингвистам гуманитарного образования такие методы для реализации в условиях послевузовской профессиональной деятельности:

– Grab a minute – игра, в которой ученику предоставляется 1 мин. для представления слова, написанного на интерактивной карте. Необходимо предоставить больше информации о данном предмете / слове, его значение, использование и тому подобное. Одерживает победу ученик, который предоставил наиболее полную и связную информацию об указанном в карточке слове.

Проверка знаний: словарный запас по определенной теме в сочетании с грамматикой. Хороший способ для закрепления пройденного материала.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, критического мышления.

– Anitemdescription – игра, в которой необходимо описать слово или словосочетание, указанные на интерактивных картах, а не называющими корень слова, и, не применяя жестов. При этом активную роль играют остальные члены класса, которые должны угадать слово.

Проверка знаний: словарный запас по определенной теме в сочетании с грамматикой. Можно использовать в качестве Warmupactivity.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, активизируется поиск синонимов на английском языке. Прямой коммуникативный контакт с группой положительно влияет на взаимосвязь внутри группы.

Chainstory – игра на логику, проявление фантазии и индивидуальности. Суть игры заключается в продолжении истории предыдущего ученика.

Проверка знаний: словарный запас по определенной теме и общему словарному запасу в сочетании с грамматикой.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, логического мышления, повышается внимание, не меньшую роль отдают фокусировке на сюжете истории, помогает развивать память.

Вышеуказанные игры могут проводиться во второй части занятия, для повышения активности учеников и улучшения восприятия информации. Они не требуют значительной подготовки и зависят от теоретического уровня познания учеников. В дискуссионных групповых формах, которые будут приведены ниже, кроме теоретической основы должна присутствовать аргументированность ответов.

Приведенные ниже актуальные дискуссионные формы заставляют учеников анализировать мысли, прежде чем их озвучивать, ведь обязательным элементом является не только речь, но и объяснения хода собственных мыслей.

1) «Roundtable» (Коллективная игра на решение общей проблемы).

2) Scientificdebate (Учебный спор-диалог, в котором ученики – представители разных направлений, отстаивают свое мнение, противоположное другим).

3) Competitioninsmallgroups (Мотивационная игра, которая побуждает студентов к активности).

4) «Brainstorm» (Игра, развивающая критическое мышление).

5) Situation (Игра, развивающая умение быстро реагировать и фантазировать).

6) Judicialsitting (Игра с распределением ролей и поиском конструктивных ответов).

7) Training (форма обучения с применением различных форм работы с небольшой группой по совершенствованию навыков в процессе моделирования ситуаций, приближенных к реальности).

8) Debriefing (Анализ и обсуждение результатов предыдущей работы; структурирование приобретенного опыта; Определение и оценка собственных достижений и поражений педагогом и учениками, планирование дальнейшей деятельности).

9) SixThinkingHats по методу Эдварда де Боно (систематизация мышления).

В целом, необходимо отметить, что дискуссионные формы обучения – это целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, утверждениями с целью «нахождения истины» или формирования у участников определенной точки зрения. Главными условиями являются ограничение одним вопросом темой, высказанное мнение должно быть аргументированным.

Список литературы

1. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя [Текст] / В. А. Адольф // К вопросу о сущности профессиональной компетентнсти будущего учителя. - М., 2012. - С. 309.

2. Андриевский Б.М. Реализация концепции непрерывного педагогического образования - требование времени [Текст] / Б. М. Андриевский // Актуальные проблемы развития национального образования: сб. статей / под ред. Б. М. Андриевского.- М. : МГУ, 2012. - С. 14-17.

3. Бигич О.Б. Действующие отечественные учебно-методические комплексы и учебные пособия по английскому языку для начальной школы [Текст] / О. Б. Бибич // Иностранные языки. - 2007. - № 3. - С. 44-48.

4. Дейкина А.Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя[Текст] / А. Д. Дейкина // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка - 2012. - № 2. - С. 3-7.

5. Рассказов Ф.Д. Психология в модулях: учебно-наглядное издание[Текст] / Ф. Д. Рассказов. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2008. - С. 101.

6. Рассказов Ф.Д. Теория и методика организации научно-исследовательской работы: учебно-методическое пособие [Текст]/ Ф. Д. Рассказов, Э. Ф. Насырова, Н. С. Бирюкова. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. - С. 80.

Войти или Создать
* Забыли пароль?