В статье рассматриваются теоретические подходы к обеспечению устойчивого регионального развития. На основе официальных статистических данных и нормативно-правовых актов Российской Федерации проведена оценка социально-экономического положения российских регионов. При этом использована собственная методика, поскольку существующие методы оценки устойчивости регионального развития неэффективны. Выявлены недостатки в современной системе управления развитием регионов, препятствующие устойчивому региональному развитию Российской Федерации.
устойчивость, устойчивое развитие, устойчивое региональное развитие, региональная политика
Развитие общественно-исторического процесса на современном этапе характеризуется динамизмом всех общественных, экономических и политических процессов, позволяющим удовлетворять возрастающие потребности все большего количества людей и увеличивать темпы экономического роста. Однако это выступает и как дестабилизирующий фактор развития, который грозит нестабильностью и неустойчивостью, ставящими под угрозу достигнутые сегодня результаты в управлении социально-экономическими системами. Усиливающаяся глобализация, проникающая во все сферы жизни, предполагая их унификацию без учета разнообразных существующих проблем и территориальной неравномерности уровней развития, придает особую остроту имеющимся в различных регионах экономическим, социальным и экологическим проблемам. Необходимость поиска их комплексного решения ставит задачу обеспечения устойчивого развития.
На протяжении многих десятилетий проблемы устойчивого развития социально-экономических систем не теряют своей актуальности. Разработкой теории устойчивости с XVIII века занимались физики, философы, математики, биологи. Между тем, устойчивость социально-экономических систем существенно отличается от любой другой устойчивости, так как в этом случае предметом является система, в которой связи между элементами — общественные отношения людей при производстве и потреблении. В конце XX — начале XXI вв. в связи с все большим влиянием глобализации на все сферы жизни общества вопрос устойчивого развития социально-экономических систем стал особенно актуален.
Применительно к Российской Федерации внедрение принципов устойчивого развития необходимо привязывать к региональному уровню, потому что именно субъекты федерации обладают всеми необходимыми на то полномочиями, имеют юридический статус, органы управления и власти, а также являются достаточно крупными образованиями и перед ними как промежуточным звеном между федеральным и местным уровнями власти наиболее остро стоят все указанные проблемы.
Несмотря на значительное количество исследований в области устойчивости, теория устойчивого социально-экономического раз-
1. Бородин А.И. Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования. Калининград: РГУ им. Канта, 2010. 418 с.
2. Вахилевт Н.В. Приоритетные направления устойчивого развития экономики региона (на материалах Ставропольского края). Шахты: ЮРГУиЭ, 2012.156 с.
3. Гневко В.А., Рохчина В.Е. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления. СПб.: ИРЭ РАН, ИЭУ, 2004.288 с.
4. Зуденкова С.А. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития жилищного хозяйства региона (на примере Московской области). Москва: МГУС, 2003. 179 с.
5. Кормановская И.Р., Ренкас Н.Н. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона. СПб.: СПБГУСЭ,2009.274с.
6. Мост Е. С. Экологический фактор устойчивого развития социально-экономических систем. Самара: СГЭУ, 2006.169 с.
7. Светуньков С.Г., Заграновская А.В., Светуньков И. С. Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов России. СПб.: СПБГЭУ. 2012. 129 с.
8. Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980. 191с.
9. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: Монография. Вологда: ИСЭРТ РАН 2009. 355 с.