В статье проанализированы данные численности малого бизнеса, работников и объема выпускаемой продукции за период 2013-2015 года. Представлены данные в виде таблицы, также данные описаны и раскрывается сущности своей несогласованной динамики. В результате анализа данный, были выявлены основные проблемы при развитии предпринимательства. Каждая проблема имеет небольшую, но точную ха-рактеристику. После чего представлены способы поддержки предпринимателей государ-ством. Статья заканчивается видами и важностью экономической активности предприни-мателей. Также выявлены особенности и способы повышения продуктивности предпри-нимателей. Данная статья актуальна среди субъектов бизнеса, в особенности малого биз-неса. В заключении выявлены главные аспекты по статье, по которым можно представить краткий обзор по ситуации предпринимательства в Республике Беларусь.
Микроорганизации, малые организации, проблемы развития предпринимательства, пути повышения продуктивности.
Введение. Предпринимательская деятельность является одной из значимых в модифицированной экономике. В странах рыночной экономики хозяйствующая деятельность обретает безграничные границы и образовывает малую часть между всеми видами предприятий. За последние десять лет в Республике Беларусь многочисленное количество субъектов предпринимательской деятельности и владельцев показывают отрицательную динамику. По причине приватизации за страной сохранилась часть предприятий и организаций, а другие перешли в собственное обладание. Приращение к рыночной системе предпринимательства – это приращение к экономике хозяйствующего типа. Осуществление условий для улучшения хозяйствующей деятельности характеризуется как самой важной составляющей модифицированных вариаций переходной экономики.
Актуальность. Актуальность данного исследования заключается в выявлении трудностей развития предпринимательской деятельности в модифицированной экономике Республики Беларусь.
Целью является изучение предпринимательской деятельности, рассмотрение проблем и путей ее усовершенствования в Республике Беларусь, а также анализ предпринимательства Республики Беларусь.
Задача заключается в обнаружении трудностей развития предпринимательской деятельности в видоизмененной экономике Республики Беларусь.
В рамках рыночной экономики, учитывая опыт экономически перспективных государств, стабильный социально-экономический прогресс напрямую обуславливается от степени инициативности малого и среднего предпринимательства. Такой сектор экономики характеризуется довольно мобильным и легко приспосабливается к часто переменяющимся рыночным условиям, следовательно, усовершенствование малого и среднего предпринимательства является основой для пробуждения обстоятельств значительного экономического роста [1, с. 39]. Республика Беларусь в таком аспекте не считается исключением, и задачи экономического роста с началом его оснащения насущны и сегодня. Усовершенствование индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является главным из государственных преимуществ экономики.
В Республике Беларусь на момент 2015 г. основную долю занимало малое предпринимательство, которое занимало 95% от всего предпринимательства. Это характеризуется тем, что субъекты малого предпринимательства на этапе развития имеют малый уставной капитал. Однако несмотря на малую долю финансов, имеющихся у субъектов малого предпринимательства, удельный вес такого вида хозяйствующей деятельности характеризуется высокой численностью.
В 2013 г. всего в Беларуси насчитывалось 108 689 малых и микроорганизаций. В 2014 г. сохранилась тенденция роста малых и микоорганизаций – 111 792, основой роста являлась численность малых организаций, которая по сравнению с 2013 г. выросла на 6,03%, однако в 2015 г. произошел спад, и численность составила 105 047 [4].
Для того, чтобы видеть более точную динамику, следует сопоставить вышеуказанные данные, которые представлены в табл. 1. В отношении 2014 г. к 2013 г. наблюдался рост на 2,85% или на 3103, сравнив данные 2015 г. к 2014 г. обнаруживается спад на 6,03% или на 6745. В результате сделаем вывод в отношении отчетного года (2015 г.) к базисному году (2013 г.), где также зафиксирован спад на 4,35% или на 3642 [4].
Спад в 2015 г. произошел по причине нового постановления от 1 января 2015 г., в котором оговаривалось о наложении штрафов, конфискации товара и лишения права заниматься таким видом деятельности. Целью данной программы являлось выявление незаконного ведения бизнеса, также отсутствие лицензии и сертификатов на товары. Результатами такой программы являлось уменьшение малого бизнеса, однако также были и положительные стороны: на рынке товаров и услуг продукция была только сертифицированной.
Для более полного представления о численности малого предпринимательства в целом и по основным видам деятельности, представлена табл. 1, в которой показан удельный вес каждого года периода 2013–2015 г. Также в табл. был высчитан цепной и базисный темп роста, результаты которого представлены в процентах и в единицах.
Таблица 1. Количество микроорганизаций и малых организаций по видам экономической деятельности
|
2013 |
2014 |
Темп роста в 2014 по сравнению с 2013 |
Темп роста в 2015 по сравнению с 2014 |
Темп роста в 2015 по сравнению с 2013 |
||||||||||
в % |
в единицах |
в % |
в единицах |
в % |
в единицах |
||||||||||
по основному виду экономической деятельности: |
|||||||||||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3 499 |
3 466 |
3 472 |
99,05% |
-33,00 |
100,17% |
6,00 |
99,22% |
-27,00 |
||||||
рыболовство, рыбоводство |
220 |
221 |
205 |
100,45% |
1,00 |
92,76% |
-16,00 |
93,18% |
-15,00 |
||||||
горнодобывающая промышленность |
59 |
66 |
65 |
111,86% |
7,00 |
98,48% |
-1,00 |
110,17% |
6,00 |
||||||
обрабатывающая промышленность |
15 124 |
15 329 |
14 658 |
101,36% |
205,00 |
95,62% |
-671,00 |
96,92% |
-466,00 |
||||||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
93 |
110 |
125 |
118,28% |
17,00 |
113,64% |
15,00 |
134,41% |
32,00 |
||||||
строительство |
10 292 |
10 582 |
9 461 |
102,82% |
290,00 |
89,41% |
-1 121,00 |
91,93% |
-831,00 |
||||||
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
43 487 |
44 074 |
40 429 |
101,35% |
587,00 |
91,73% |
-3 645,00 |
92,97% |
-3 058,00 |
||||||
гостиницы и рестораны |
2 486 |
2 722 |
2 642 |
109,49% |
236,00 |
97,06% |
-80,00 |
106,28% |
156,00 |
||||||
транспорт и связь |
13 419 |
13 522 |
12 746 |
100,77% |
103,00 |
94,26% |
-776,00 |
94,98% |
-673,00 |
||||||
финансовая деятельность |
496 |
569 |
555 |
114,72% |
73,00 |
97,54% |
-14,00 |
111,90% |
59,00 |
||||||
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
13 404 |
14 643 |
14 283 |
109,24% |
1239,00 |
97,54% |
-360,00 |
106,56% |
879,00 |
||||||
образование |
699 |
744 |
768 |
106,44% |
45,00 |
103,23% |
24,00 |
109,87% |
69,00 |
||||||
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
911 |
972 |
986 |
106,70% |
61,00 |
101,44% |
14,00 |
108,23% |
75,00 |
||||||
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
4 500 |
4 772 |
4 652 |
106,04% |
272,00 |
97,49% |
-120,00 |
103,38% |
152,00 |
||||||
Всего |
108 689 |
111 792 |
105 047 |
102,85% |
3103,00 |
93,97% |
-6 745,00 |
96,65% |
-3 642,00 |
||||||
Источник: [4].
Познакомившись с данными табл. следует обратить внимание, что данные трех лет не отличались согласованностью между основными видами экономической деятельности малых и микроорганизаций. Структура малого предпринимательства определяет, что наибольший удельный вес приходится на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (38,49%). На данный вид деятельности в 2014 г. приходилось 44 074, что показывает наибольшую динамику по сравнению с 2013 г. на 8,27%, а по отношению с 2015 г. на 7,03%.
Безусловные доли приходятся на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (3,3%) , рыболовство, рыбоводство (0,20%), горнодобывающую промышленность (0,62%), обрабатывающую промышленность (13,95%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (0,12%), строительство (9,01%), гостиницы и рестораны (2,52%), транспорт и связь (12,13%), финансовая деятельность (0,53%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителя (13,59%), образование (0,73%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,94%), предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (4,43%).
По проанализированным данным можно сказать, что торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования занимают первое место в структуре основных видов экономической деятельности по причине высокой численности работников на предприятии, налаженности производства и высоком объеме производства. Такие факторы напрямую влияют на высокий уровень предложения товаров и услуг. Также следует отметить, что в таком виде деятельности функционирует большое количество малого предпринимательства.
Средняя численность работников микроорганизаций и малых организаций в 2015 г. составляла 762 793 чел., однако это такой результат приобрел статус спада, чем в 2013 г., в котором был зафиксирован рост,– 846 999, а в 2014 по сравнению с 2013 г. зафиксирован спад на 3,37% и составило 818 466 чел. Сокращение численности работников сопровождается безработицей, большим предложением на рынке труда, что отрицательно сказывается на экономике страны [4]. Также немаловажен тот факт, что при сокращении штата следует исключение из штатного расписания некоторых должностей, обуславливающие тем, что происходит полная модификация кадрового состава предприятия либо организации либо иными словами случается модификация штатного расписания или систем уравления предприятия.
Объем производства продукции (работ, услуг) микроорганизаций и малых организаций в 2015 г. составило 224 360 929 млрд руб., что является наивысшим результатом по сравнению с предыдущими годами (2013 г. – 183 445 562 млрд руб., 2014 г. – 208 785 537 млрд руб.) [4]. Такой рост продукции способствовал увеличению экспорта страны (проанализировав данные, можно оценить ситуацию 2015 г. следующим образом: в 2015 г. составил 56,8 млрд долл. США, что показывает рост на 25,6% , чем в 2014 г. Товарооборот со странами СНГ составил 32,3 млрд долл. США (56,8% общего товарооборота) и увеличился на 28,5%. Товарооборот со странами вне СНГ снизился на 21,4% и составил 24,5 млрд долл. США). Однако с затратами на производство продукции импорт Республики Беларусь показал отрицательную динамику: в 2015 г. составил 26,7% от общего бюджета, что по сравнению с 2014 г. показывает спад на 6,97%.
Сокращение численности малых и микроорганизаций, а также сокращение численности работников в малых и микроорганизациях содействует увеличению объема производства. Это объясняется тем, что сокращение не полностью функционирующих предприятий и сокращение работников, которые не приносят предприятию прибыль, влечет уменьшение затрат на заработную плату и на обеспечение малого бизнеса, что дает возможность увеличить объем производства. Однако при таком сокращении, следует понимать, что для увеличения объема производства нужно рационально распределить условия труда.
Вопросы при развитии собственного бизнеса являются лишь последующими трудностями, с которыми сталкивается предприниматель. Изначально субъекту малого бизнеса следует зарегистрироваться как юридическое лицо, где и возникают проблемы, решение которых предпринимателям доставляет сложности.
Проблемами развития предпринимательства является то, что государство строит барьеры, которые многие начинающие предприниматели не в силе преодолеть. Строив барьеры, государство пытается избавиться от таких субъектов предпринимательства, которые не приносят дохода и пользы населению страны, однако такие барьеры ухудшают открытие новых организаций. Для решения таких проблем, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели следует сначала ознакомиться с сутью данных вопросов. На основании статистических и аналитических данных выделяют ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь:
1) Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.
По мнению руководителей малых и средних предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.
Данная проблема является наиболее актуальной, так как финансовое положение субъектов предпринимательской деятельности сопровождается трудностями, а те материальные средства, которые прилагаются к созданию предпринимательства, являются лишь малой частью уставного фонда. Также проблема в недостаточной финансовой поддержке заключается и в отказе кредита, так как начинающие предприниматели не владеют знаниями в правильном составлении бизнес-плана, что дает банку плохое представление о данном субъекте.
2) Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным.
Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных).
Такая ситуация говорит о том, что хоть государство и старается развивать и поддерживать малый и средний бизнес, но из-за отсутствия разграничения штрафов оно само себе противоречит, так как при взыскании большой суммы, малые предприниматели могут оказаться на гране банкротства.
3) Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности.
4) Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально. Такая проблема обуславливается лишь тем, что страна старается формально показать развитие предпринимательства, однако смысла в этом мало.
5) Административные барьеры.
Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:
1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси.
2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации.
К такому перечню относятся недостаточное финансовое положение начинающего предпринимателя, как было выше сказано, неправильное составление бинес-плана с целью получения кредита, а также масса других оснований.
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин.
4. Большое количество требуемых для регистрации документов.
Предприниматели могут либо не достать тот или иной документ, либо действительно отказаться от такого рода деятельности.
5. Принятие решения о регистрации коллегиально – заседанием исполнительного комитета. Такой способ принятия решения занимает значительно много времени и мала вероятность того, что они могут прийти к общему мнению и дать разрешение на регистрацию [2,с. 127].
Устранение полностью вышеперечисленных проблем будет являться источником отрицательных факторов в экономике страны. Однако для роста предпринимательской активности населения, следует смягчить условия для создания малого или среднего бизнеса. Смягчение, либо устранение данных проблем приведет к тому, что было сказано выше, что в хозяйствующей сфере появятся субъекты, производство которых не будет влечь за собой прибыль и удовлетворение потребностей населения. В такой ситуации факт остается фактом, что проблемы все-таки существуют, поэтому государство старается всячески помочь предпринимателям.
Помощь заключается в том, что государство издает разного рода постановления. Последнее было издано 23 февраля 2016 г. Советом министров Республики Беларусь №149, в котором оговорено о государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 гг. Данная программа была разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Задача государственной программы содержится в развитии малого и среднего бизнеса как одного из обстоятельств предоставления повсевременно экстра-класса занятости народонаселения и финансового подъема [1,с. 256]. Помощь государства либо собственные усилия предпринимателей способствуют активности и продуктивности субъектов.
Также для решения вышеперечисленных проблем, в Беларуси действует Национальный фонд поддержки предпринимательства в виде специализированной некоммерческой организации. Задачей такой организации является развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь. Сама деятельность Фонда основополагается на бюджетное финансирование и другие источники, установленные Законодательством. Данная организация при обеспечении развития малого предпринимательства привлекает местные государственные органы к содействию деятельности Фонда, т.е. таким образом дать им возможность стать участниками Фонда, внося в уставный капитал административных зданий для последующей выдачи в аренду субъектам малого предпринимательства. Однако значимой целью является стимулирование становления и развития субъектов малого предпринимательства, которые направлены на поддержку малых предприятий.
Такая помощь государства начинающим предпринимателям играет значительную роль в развитии малого предпринимательства. Можно отметить, что правительство страны больше всего заинтересовано в развитии малого предпринимательства из-за наибольшего удельного веса в общей численности предпринимательства. Государство также заинтересовано в развитии и среднего, и крупного предпринимательства, однако в такие предприятия иностранные инвесторы вкладывают значительные суммы, что позволяет субъектам таких организаций и дальше развивать свой бизнес.
Основной задачей развития предпринимательства в стране является доход, на который влияет предложение благ, спрос на факторы производства и инвестирование. На эти факторы влияет экономическая активность, которая определяется соотношением результата к затратам. Значимые виды продуктивности: экономическая, социальная, экологическая.
В условиях рыночной экономики задачей рационализации продуктивности деятельности является следующее:
– с точки зрения интересов населения – удовлетворение его материальных и общественных необходимостей, обеспечение стойкого, модернизированного усовершенствования;
– с точки зрения интересов организаций – получение прибыли, усовершенствование организации;
– в общественном плане – обеспечение необходимого уровня оплаты труда работников в связи с их трудовым вкладом.
Общественная продуктивность производства обозначается в рационализации условий труда, уменьшению части ручного труда, удовлетворении необходимостей граждан, росте его благосостояния. Равномерное распределение условий труда напрямую зависит от степени благосостояния граждан. Соответственно, чем выше степень благосостояния, тем больше будет спрос на рынке.
Экологическая продуктивность обнаруживается в стойком усовершенствовании организации, не причиняющем ущерб окружающему обществу и последующим поколениям. Такой вид активности считается наиболее значимым для граждан, так как при каком-либо заболевании уменьшается благосостояние граждан и тем самым уменьшается спрос при высоком предложении, и происходит излишки производства, что отрицательно сказывается на экономике страны.
Также для улучшения продуктивности и полного распределения хозяйствующей деятельности страна образует информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, модернизирующие и иные ресурсы, поддерживая в формировании данной области экономики [3, с. 170]. Такой способ улучшения продуктивности позволяет гражданам напрямую общаться со специалистами.
Вступление простой налаженности налогообложения является точным действительным путем страны по усовершенствованию отрасли собственного предпринимательства в нашей стране, осуществлению благоприятствующего инвестиционного климата в регионах, реструктуризации малых городов и сельских населенных пунктов.
Вывод. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предпринимательство в Республике Беларусь характеризуется не согласованной динамикой. Важно заметить, что особое внимание уделяется малому предпринимательству из-за его высокой численности. Несогласованная динамика обуславливается проблемами развития предпринимательской деятельности, которые создает само государство. Вышеперечисленные проблемы понижают предпринимательскую активность, что отрицательно сказывается на экономике страны. Однако несмотря на все созданные барьеры, государство издает различного рода программы по поддержке малого предпринимательства. Также в Беларуси существует Национальный фонд по поддержке предпринимателей. Создавая государством такого рода, поддержку, субъектам легче преодолевать проблемы при регистрации малого предпринимательства.
1. Предпринимательская деятельность/А.В. Шестаков - Москва: Изда-тельский Дом «Дашков и К0», 2000г. - 264 с.
2. Предпринимательство. Учебное пособие/ М.Г. Лапуста - Москва: ИНФРА-М, 2016г. - 384с.
3. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие/ Р.В. Савкина, Е. Г. Мальцева - Москва: КНОРУС, 2014г. - 214с.
4. Официальная статистика [Электронный ресурс]/ Национальный статистический коми-тет РБ - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/maloe-predprinimatelstvo/ - Дата доступа: 22.10.2016.