Самара, Самарская область, Россия
В статье рассматриваются некоторые аспекты концепции эффективного взаимодействия с работодателями научной школы управления персоналом на базе кафедры «Экономика и управление организацией» СамГТУ. Представлены результаты социологических исследований рынка труда и высшей школы, позволившие авторам определить наиболее востребованные в инновационной экономике формы сотрудничества вуза с предприятиями при подготовке студентов по направлению «Управление персоналом». Сопоставляя тенденции мирового развития, требования работодателей и государственные требования к молодым специалистам, авторы выделяют ряд ключевых требований к бакалаврам данного направления.
образование; квалификация; компетенция; рамка квалификаций; персонал; рынок труда.
В настоящее время ускоряются процессы:
- обогащения содержания труда (политика расширения комплекса мотивирующих сотрудников факторов, что позволяет добиться большей привлекательности их работы);
- роста значимости ответственности и самоконтроля работников;
- повсеместного использования инновационных технологий;
- устаревания ранее приобретенных знаний;
- изменений рынка труда на фоне кризисных явлений в экономике.
Все эти факторы заставляют представителей высшей школы мобильно реагировать на изменения, систематически проводить мониторинг и корректировать содержание учебных планов подготовки бакалавров по направлению подготовки «Управление персоналом» [6].
Не лишним будет упомянуть основной перечень нормативных актов, которые определяют «правовое поле» рассматриваемого взаимодействия и являются основополагающими документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2013 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт последнего поколения (ФГОС-3).
Несмотря на относительную «новизну» действующих стандартов, многими экспертами отмечается (это же подтверждается исследованиями авторов), что в настоящее время подготовка бакалавров не соответствует требованиям работодателей:
- по содержанию;
- по изменяющимся требованиям к профессии;
- по недостаточному вниманию в программах обучения к расширению спектра профессиональных и бизнескомпетенций.
И если сейчас представители высшей школы могут с гордостью говорить о своих успехах в трудоустройстве выпускников, то в будущем, при сохранении и нарастании указанных выше тенденций, эти усилия могут быть сведены к нулю. Это подтолкнуло авторов к созданию концепции «Реализация эффективного взаимодействия научной школы менеджмента с работодателями региона». В рамках данной концепции уделяется ключевое значение: во-первых, учету мнений работодателей в рамках учебно-методического обеспечения образовательных программ по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (коэффициенты обеспеченности представлены на рис. 1), что позволяет студенту максимально самостоятельно, успешно осваивать учебные дисциплины и становиться востребованным на рынке труда специалистом.
1. Быкова А.В. Разработка социально-психологических показателей качества образовательного процесса: сб. тр. межд. науч. конф. «Экономика и управление: теория, методология, практика». - Самара: СамГТУ, 2010.
2. Быкова А.В., Ускова Д.Н. Развитие обеспечения качества образования: опыт университетской системы самооценки: сб. тр. Межд. науч-практич. конф. «Современные аспекты управления человеческими ресурсами». - Самара: СамГТУ, 2012.
3. Калмыкова О.Ю., Гагаринский А.В. Управление конфликтами в организациях нефтегазового комплекса // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 3.
4. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки менеджеров // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - (Сер. «Экономика»). - 2012. - № 3 (23).
5. URL: http://smk.samgtu.ru (сайт СамГТУ).
6. Gagarinskaya G.P., Bykova A.V., Gorbunova U.N., Muller E.V., Kalmykova O.U., Gagarinsky A.V., Kuznetsova I.G. Management, governance, and entrepreneurship New Perspectives and Challenges. London: The British Library, 2012.