К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ: ТОЖДЕСТВЕННЫ ЛИ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» И «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ» ТЕХНОЛОГИЯ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности технологического подхода, на котором базируется современная образовательная парадигма, освещаются вопросы терминологии, связанные с категорией «технология», проводится размежевание понятий «педагогическая» и «образовательная» технология.

Ключевые слова:
образование, технологический подход, педагогическая технология, образовательная технология.
Текст

Начиная со второй половины ХХ в., в педагогический лексикон прочно входит понятие «технология». Однако до сих пор нет однозначной общепринятой трактовки данной категории. Существует множество терминов: «педагогические технологии», «дидактические технологии», «технологии в образовании», «технологии в обучении», «образовательные технологии». Более того, некоторые ученые и вовсе скептически относятся к использованию понятия «технология» в области образования. С.А. Смирнов и коллеги замечают: «Так как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и воспитания, а термин «технология» к процессу воспитания на сегодняшний день неприменим, следовательно, сочетание «образовательные технологии» (или «технологии образования») использоваться не может. Тот же самый вывод можно сделать и по поводу широко применяемого сочетания «педагогические технологии» [8].

По мнению Т.А. Ильиной, понятие «педагогическая технология» необходимо рассматривать в синхроническом аспекте, данная категория включает в себя два круга вопросов: применение технических средств в учебном процессе и непосредственно организацию процесса. Иначе высказывается В.И. Боголюбов: «Трансформация термина — от “технологии в образовании” к “технологии образования”, а затем к “педагогической технологии” — соответствует изменению его содержания...» [11]. В словаре А.М. Новикова находим: «Педагогическая технология – система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи. Технология обучения — см. Педагогические технологии» [5].

Тем не менее, несмотря на все противоречивые мнения, мы предприняли попытку развести понятия (основываясь на парадигмах технологического подхода) «педагогическая» и «образовательная» технология, хотя и с определенной долей условности. Оба термина используются в широком смысле.

Современная педагогическая действительность требует признания следующих фактов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами; нелинейного, вероятностного характера протекания педагогического процесса; системного подхода к решению возникающих педагогических проблем. Приоритетным становится личностно-орентированное образование, ключевыми словами которого являются: «личность», «индивидуальность», «самореализация», «свобода выбора», «творчество», «инициативность», «самостоятельность».

Список литературы

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: ВГИПК РО, 2006. 59 с..

2. Гузеев В.В. Образовательная технология как педагогический феномен. URL: http://www.gouzeev.ru/shell/technology.pdf/

3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.

4. Монахов В.М. Методологические основы теории педагогических технологий. URL: http://collegy.ucoz.ru/load/16-1-0-46/

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.

6. Новиков А.М. Понятие о педагогических технологиях. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/pedtech.htm/

7. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Метод. рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 108 с.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Академия, 2000. 512 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 672 с. Т. 2: М - Я, 1999.

10. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм: В 13 т. Т. 6. Образование - высший императив ноосферного или устойчивого развития России в XXI веке. Кн. 1/ Под ред. Л.А. Зеленова. СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. 500 с.

11. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / МПГУ им. В.И. Ленина, ОГУ. Москва - Орел, 1997. 208 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?