В статье обсуждается проблема оптимизации духовно-нравственного воспитания компетентного специалиста в студенческой среде. Рассматривается до сих пор не востребованный в системе образования генеалогический (семейный) потенциал воспитания личности. Этот потенциал позволяет формировать ее духовность и нравственность через научно обоснованное изучение истории семьи в истории Отечества. Анализируются учебное пособие и учебная программа «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы», вышедшие в издательстве ИНФРА-М (2013).
история семьи, преемственность, генеалогия, генеалогическая культура, ценностно-генеалогический подход, идентичность, идентификация, целостная образовательная среда.
Актуальность исследования условий развития компетентного специалиста в студенческой среде определяется важностью назначения сущностных характеристик наук естественного и гуманитарного циклов, определяемых в полном перечне специальностей (и кодов ОКСО), которые получают, обучаясь в российских высших и средних специальных образовательных учебных заведениях. Система образования в них определена совокупностью современных образовательных стандартов и программ, учреждений образования и органов управления ими [13]. Среди дисциплин гуманитарного цикла формирование генеалогической культуры личности на основе изучения истории семьи и поиска возможностей ее развития у современной молодежи XXI в. как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания, а также самовоспитания, в этой системе практически в расчет не принимается. За важностью сциентической направленности, ориентированной на получение учащимися знаний основ наук, не следует ослаблять ориентацию на воспитание в определении понятия «образование», трактуемого в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и предопределяемого как один из важнейших принципов государственной политики. И тем более когда этот принцип воспитания нацелен на «гуманистический характер образования, на приоритеты жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [13].
В условиях экспоненциально развивающейся цивилизации, когда экономику считают главенствующей во всей остальной жизни людей, усугубляется недопонимание подлинной роли гуманизации образования, а целенаправленное воспитание «уходит» из-под контроля образовательных учреждений, и учащимся предоставляется совершенствовать свои личностные качества по собственному усмотрению и желанию или, в лучшем случае, по рекомендациям и наставлениям института семьи. Среди многих аспектов воспитания в студенческой среде необходимость развития генеалогической культуры, почитания своего родства, осознания роли преемственности поколений часто декларируются, однако эта проблема остается одной из неизученных, трудоемких и неразработанных. И это несмотря на то, что психика Homo sapiens не может обойтись без памяти о прошлом. И, как справедливо отмечает С.М. Каштанов, «для человека противоестественно выкинуть из сознания все прошлое, свое, чужое, и жить только текущим моментом» [11, с. 25].
1. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. Сочи: ИОТ РАО. 2007. 189 с.
2. Извеков И.Н. Генеалогическая культура и ее роль в идентификации молодежи России // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2012. № 1. С. 23-26.
3. Извеков И.Н. Генеалогический феномен идентификации личности // Народное образование. М., 2011. № 4. С. 128-137.
4. Извеков И.Н. Генеалогия в современном учебном процессе: методология курса «История семьи». Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2008. 180 с.
5. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. пособие. М. ИНФРА-М, 2013. 169 с. URL: http://www.Znanium.com (Высшее образование: Магистратура). DOIhttps://doi.org/10.12737/1072 (www.doi.org).
6. Извеков И.Н. Познай свою семью // Народное образование. М., 2008. № 5. С. 236-240.
7. Извеков И.Н. Система нравственного воспитания школьников: генеалогический аспект // Философия образования. Новосибирск, 2008. № 3. С. 157-163.
8. Извеков И.Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: Монография. Сочи: ИОТ РАО. 2011. 320 с.
9. Извеков И.Н., Зимовина О.А. Развитее генеалогической культуры учащейся молодежи // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2014. URL: www.nsau.edu.ru/profed/
10. Калистратова Э.А. Пособие по составлению родословия. Екатеринбург: УИРО, 2007. 100 с.
11. Каштанов С.М. Апология истории. Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXV Междунар. научн. конф.: В 2 ч. М., 2013; РГГУ, Ист.-арх. ин-т., Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат ист. дисциплин. Ч. I. М.: РГГУ, 2013.
12. Краско А.В. Школа практической генеалогии: Метод. пособие для начинающих генеалогическое исследование. СПб., 2013. 176 с.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012.