Статья посвящена рассмотрению проблемы постоянных перемен в условиях жизни людей, которые являются особенностью функционирования социальных институтов и организаций, в том числе полиции. Условия жизнедеятельности вносят коррективы в цели и задачи их деятельности, обусловливают изменение механизма функционирования, оценки результативности работы. В российском современном обществе изменяется отношение к сотрудникам полиции, намечены тенденции повышения их имиджа.
психология влияния, сотрудники полиции, имидж, профессиональная деятельность.
На сегодняшний день нам всем прекрасно известно, что современное общество – это сложная, многофункциональная система, которая постоянно саморазвивается и поэтому влечет за собой значительные изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, посредством чего меняются основные цели и направления взаимоотношений людей. Как говорил известный прусский король Фридрих Великий «Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить». Инструментом власти по обеспеченью внутренней безопасности государства, общества и личности выступает – полиция. Она является разновидностью социальной организации в системе власти, а в структуре правоохранительных органов – центральным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.
В настоящее время развитие системы МВД России некоторым образом отстает от тех требований, которые предъявляются к ней в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки в России. До сих пор в деятельности МВД России по-прежнему наблюдаются эпизоды репрессивной направленности, пренебрежение к правам и интересам граждан. Это связано, прежде всего, с тем, что технология подбора кадров в органы внутренних дел имеет недостатки.
Существующая в настоящее время в органах внутренних дел система подразделений по работе с личным составом оказывает не достаточное влияние на моральное состояние сотрудников, укрепление дисциплины и законности. Многие сотрудники утратили уверенность в необходимости и полезности для общества избранной ими профессии, заинтересованность в добросовестном исполнении служебных обязанностей. Престиж органов внутренних дел и доверие населения к их работе находятся на недостаточно высоком уровне.
Успешная профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел во многом зависит от уровня их профессионально-этического поведения. Это играет важную роль в наше время, ведь полицейский является лицом, представляющим интересы государства, вершителем правопорядка и по тому должен показывать на своем примере должный уровень правомерного поведения для граждан. В связи с этим в последнее время установилась тенденция повышения социального статуса сотрудника полиции. Существует множество различных мер пресечения маргинального поведения в аппарате исполнительных органов государственной власти.
В России каждый сотрудник полиции проходит начальные курсы профессиональной подготовки, где их обучают правилам морали и нравственности, которые так необходимы в их деятельности. В случае если гражданин, проходящий службу, допустил нарушение установленного порядка, то, как правило, он понесет соответствующую ответственность, в зависимости от вида совершенного нарушения: дисциплинарную, административную или уголовную. Все это является одним из примеров данных мер пресечения маргинального поведения. Но сегодня, мне бы хотелось поговорить с вами не о них.
Объектом исследований большинства ведущих психологов мира является общественные отношения и способы манипуляции поведением людей. В этой сфере, мне хотелось бы выделить таких выдающихся личностей как: Стив Мартин, Д-Р Ной Логьдштейн и Д-Р Роберт Чалдини, которые высказывают свои мысли по этому поводу. В свою очередь, они посвятили всю свою карьеру изучению науки влияния, что принесло им международную репутацию экспертов в области убеждения, согласия и переговоров. В своих работах и публикациях, они рассказывают нам о важных мелочах, являющиеся ключевыми при планировании стратегии убеждения.
На основе их работ я выделю неформальные приемы способствующие повышению уровня морального поведения сотрудника полиции в профессиональной деятельности, которые непременно приведут к повышению социального статуса сотрудника полиции в обществе. И на основе изложенного материала я произведу соответствующий анализ итогов.
В самом начале своей статьи, я говорил вам о том, что многие сотрудники утратили уверенность в необходимости и полезности для общества избранной ими профессии, заинтересованность в добросовестном исполнении служебных обязанностей. Как всем нам прекрасно известно, в случае, если человек утратил веру в свою необходимость, то это, само собой, очень негативно влияет на его производительность труда. Поэтому, этот фактор является ключевой проблемой в исполнении сотрудником своих профессиональных служебных обязанностей.
К счастью, для решения такого рода проблемы у компетентного руководителя, всегда найдется значительный набор средств и способов для повышения мотивации своих подчиненных. Одним из наиболее распространенных способов повысить мотивацию состоит в том, чтобы просто увеличить зарплату особенно продуктивным сотрудникам. Другой вариант – поощрить какого-то служащего, обеспечив лучшим работникам общественное признание, предложив им дополнительные, значимые для них выгоды.
Пусть приемы такого рода имеют большую эффективность, но без исключения, они несут в себе свои недостатки. К примеру, поощрение сотрудников при помощи финансовых стимулов, приводит к тому, что они начинают создавать новые ориентиры на будущее. Работник, который однажды получил высокую плату за выполненную работу, станет надеяться, на повторные денежные поощрения, а если их не будет, его мотивация моментально понизится, пропадет стремление. Поэтому, порой, финансовые стимулы ведут к разрушению внутренней мотивации служащих. Но, пожалуй, еще важнее этого соображения тот простой факт, что финансовые поощрения дорого обходятся самой организации.
Что же по этому поводу говорят ученые? Бихевиористы, исследователи поведения в обществе, говорят о том, что для достижения необходимого результата в решении данной проблемы не обязательно прикладывать большие усилия или вовсе даже производить финансовые вложения.
Профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант пришел к выводу, что «если сотрудникам организаций напоминать о том, почему их работа важна, то их мотивация и, как следствие, производительность заметно возрастут».
Для подтверждения иностранной концепции убеждения, в России было произведено исследование в одном из социальных колл-центров, сотрудники которого занимались поисками потенциальных жертвователей в пенсионные фонды и фонды для инвалидов. Сначала сотрудники компании были произвольно разделены на 3 группы. Первая группа читала истории, написанные другими служащими, которые рассказывали о личных выгодах, полученных ими от этой работы. Другая группа читала истории, написанные людьми, которым данная организация оказывала услуги финансовой поддержки. В историях писали о том, как данная социальная программа помогала тем нуждающимся и оказывала чрезвычайно положительное воздействие на их жизнь. И наконец, еще одна, контрольная, группа вообще не читала никаких историй.
Полученные результаты исследования произвели поразительное впечатление.
У первой и третей групп результаты были практически одними и теми же до и после эксперимента, а вот вторая группа за неделю добилась более чем двукратного увеличения обещаний пожертвования: они получили 23 вместо обычных 9.
Убедившись в положительных результатах своей деятельности, работники колл-центра стали усердно осуществлять большее количество звонков в час, обзванивали больше людей и, как следствие, собрали больше пожертвований.
Этот опыт может послужить вам наглядным уроком во всем, что касается необходимости мотивировать других людей. Вне зависимости от того, идет ли речь о частной корпорации, работе в общественном секторе или о социальном предприятии, значимость и содержательность можно найти любой деятельности.
Но ведь одной мотивации не достаточно для повышения социального статуса сотрудников МВД в России, скажите мне вы. Все верно, для получения положительного результата, усилий лишь с одной стороны недостаточно. Что я имею в виду?
Для того чтобы добиться доверительного отношения со стороны гражданского общества, уважения в лице и одобрения осуществляемой вами работы, необходимо заставить людей поверить в вашу компетентность как профессионала.
За годы исследований социальные психологи создали множество серьезных концепций того, как можно справиться с этой задачей, одна из самых полезных принадлежит Энтони Гринвальду с его моделью когнитивной реакции. Согласно предложенной ученым модели, успешность влияния заключается не в его содержании, а в реакции испытуемого человека.
Для подтверждения этой концепции, допустим стандартную ситуацию. Человека ограбили в темном переулке в позднее время суток, из нападавших он едва-ли запомнил одно знакомое ему лицо, с кем ему недавно приходилось иметь дело. Из-за неуверенности в его дальнейшей безопасности и вероятности угрозы жизни и здоровью в случае обращения в полицию, он не может решиться рассказать все подробности происшествия участковому, рядовому сотруднику. Но стоит нам сменить привычную реплику «Мы обязательно окажем вам помощь, просим вас проследовать в кабинет к участковому, рядовому сотруднику» на более доверительную – «Мы обязательно окажем вам помощь, просим вас проследовать в кабинет к новому высококвалифицированному сотруднику нашего отдела, который недавно пришел к нам из замечательной школы полиции при Университете», то сразу станет заметно, как события начинают приобретать совсем иной характер.
Полученные данные показывают, почему так эффективно убеждающее послание, исходящее от эксперта. Дело не в том, что люди считают че-то авторитетное мнение просто одним из важных факторов, который в сочетании с остальными факторами склоняет чашу весов в пользу одного из решений. На самом деле люди, особенно когда они не уверены в себе, позволяют этому мнению доминировать над всеми другими факторами – и могут даже их не учитывать.
Не стоит забывать, что важно не только суметь внедрить в сознание аудитории мнение о вас и о вашей команде как об экспертах, но и поддержать свой статус, честно и без преувеличения сообщив о своем образовании, опыте и навыках. Ведь если мы один раз переоценим свои знания и опыт и введем людей в заблуждение, которое впоследствии им откроется, тогда мы, скорее всего, лишимся возможности в дальнейшем убедительно подтверждать свою компетентность даже в тех областях, в которых мы можем вполне обоснованно о ней заявлять.
Подводя итог моей работы, мне хотелось бы отметить, что в наше время в российском современном обществе, люди стали более лояльно относиться к сотрудникам полиции, в частности обращаясь к ним за помощью для решения своих проблем. Со временем, кадры в ОВД России стали набирать все больше новых молодых специалистов, готовых с профессиональным взглядом на дело выполнять свои служебные обязанности, пытаясь очистить общество от преступности и правонарушителей.
1. Бабанов А.А. Силовые структуры в системе политической власти правового государства: (на примере армии и правоохранительных органов) - Волгоград, 2004. - 182 с.
2. Вобликов А.Б. Органы внутренних дел в механизме политической власти: философско-политологический анализ. - Дисс. канд. фил. наук: - Москва, 2000. - 145 с.
3. Коренев А.В. Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа: монография - Москва: «Проспект», 2014. - 318с.
4. Мальцева Т.В. Влияние реформирования системы органов внутренних дел на психологические особенности будущих полицейских \\ В сборнике: Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013) Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 45-50.
5. Мартин С., Гольдштейн Н., Чалдини Р. Психология убеждения. Важные мелочи, гарантирующие успех. - СПб: Питер, 2015. - 286 с.
6. Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Организационно-методические аспекты становления и развития психологической службы в учреждении. - Кемерово: Изд-во: Кемеровский государственный университет, 2011. - 298 с.
7. Рябов С.А. Соотношение государства и местного самоуправления в России: Историко-теоретические аспекты и современные проблемы. - Дисс. канд. юрид. наук: - Казань, 2002. - 182 с.
8. Сомов А.В., Мальцева Т.В. Психологo-управленческое воздействие руководителя на подчиненных в правоохранительных органах \\ Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 125-129.
9. Темняков Д.А. Воспитание культуры личной профессиональной безопасности в органах внутренних дел \\ Вестник Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя №2 Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016 - С. 101-104.