Москва, Россия
В статье рассматриваются модели текущего и итогового оценивания достижения учащимися начальной школы метапредметных результатов, обосновываются особенности каждой модели. Подробно обсуждаются возможности педагогической диагностики в оценивании метапредметных результатов. Предложенный материал позволяет педагогу выбрать наиболее адекватные модели оценки исходя из специфики самих метапредметных результатов.
метапредметные результаты, оценивание, модель работы, стандартизированная письменная работа, педагогическая диагностика, достоверность выводов, прогностическое значение.
За три года работы российской начальной школы по новому Федеральному государственному образовательному стандарт у начального общего образования (ФГОС НОО) удалось найти ответы на многие вопросы. Однако одной из самых острых проблем остается организация образовательного процесса, направленного на получение метапредметных результатов и выбор способов итоговой и текущей оценки их достижения.
В п. 13 ФГОС НОО зафиксировано, что предметом итоговой оценки освоения обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов ее освоения, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке выделены два вида результатов:
- промежуточной аттестации обучающихся, которые отражают динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования;
- итоговых работ, характеризующих уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Следовательно, педагог начальной школы в ходе текущего контроля должен уметь оценивать уровень достижения его учащимися метапредметных результатов, а в конце четвертого класса провести итоговое оценивание достижения метапредметных результатов.Данные положения стандарта выдвигают серьезные требования к качеству контрольно-оценочной деятельности педагогов начальной школы. При этом очевидно, что педагогам нецелесообразно использовать психологические методики диагностики, им необходимо иметь собственный педагогический инструментарий оценки метапредметных результатов учащихся.
Создание одной-единственной модели оценки метапредметных результатов невозможно, поскольку результаты эти очень разнородны. Приведенный в п. 11 ФГОС НОО список метапредметных результатов включает 16 позиций, каждая из которых, в свою очередь, имеет несколько составляющих, поэтому оценка явно должна быть многокомпонентной. Таким образом, перспективным является создание нескольких моделей оценки метапредметных результатов.
1. Виноградова Н.Ф. Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы начального общего образования и их оценка // Начальное образование, - 2011. - № 2. - С. 3-15.
2. Итоговая аттестация выпускников начальной школы: комплексная работа / В.А. Баранова, М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой. - М.: Просвещение, 2011. - 75 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособ. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2009. - 151 с.
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.01.2014).
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: учеб. издание. - В 3 ч.- М.: Просвещение, 2010. - Ч. 1. - 215 с.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: учеб. издание. - В 3 ч. - М.: Просвещение, 2012. - Ч. 3. - 273 с.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 204 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изм. от 26.11.2010).