ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (АНОНС УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ Т.А. СЕРЕБРЯКОВОЙ «"ОТ МАЛЫШЕК ДО ПОДГОТОВИШЕК": СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»)
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Ярчайшими тенденциями, характеризующими современность, являются динамические обновления, происходящие в различных сферах жизнедеятельности людей. Особого внимания заслуживают те изменения, которые происходят в настоящее время в социокультурной жизни общества. Утрата многих этических и эстетических, духовных и нравственных, ценностных ориентиров и установок, на основе которых не одно столетие «выстраивалась» вся система взаимоотношений человека с окружающим его миром и которые естественным образом обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, объективно обусловливает необходимость поиска способов и средств воздействия на подрастающее поколение, способствующих возврату к этим традиционным ценностям. Первой ступенью системы образования по праву является образование дошкольное. Именно в первые годы жизни не только формируется необходимая для нормальной жизнедеятельности человека система знаний о мире, но и закладываются основы будущей личности. Поэтому так важно разработать современную, основанную на последних научных достижениях, систему работы по развитию социально – личностной сферы детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:
педагогическая система, дошкольное образование, развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста, организация деятельности детей по социально-личностному развитию.
Текст

Ярчайшими тенденциями, характеризующими современность, являются динамические обновления, происходящие в различных сферах жизнедеятельности людей. Особого внимания заслуживают те изменения, которые происходят в настоящее время в социокультурной жизни общества. Утрата многих этических и эстетических, духовных и нравственных, ценностных ориентиров и установок, на основе которых не одно столетие «выстраивалась» вся система взаимоотношений человека с окружающим его миром и которые естественным образом обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, объективно обусловливает необходимость поиска способов и средств воздействия на подрастающее поколение, способствующих возврату к этим традиционным ценностям. И именно система образования, как считают многие исследователи, в первую очередь, призвана решать эту проблему.

Первой ступенью системы образования по праву является образование дошкольное. Именно в первые годы жизни не только формируется необходимая для нормальной жизнедеятельности человека система знаний о мире, но и закладываются основы будущей личности. Фактором же, обусловливающим успешность этого развития, несомненно, является социум.

Не случайно во многих современных нормативных и законодательных документах, касающихся образования, разработка программ и технологий, способствующих полноценному развитию личности каждого ребенка, определяется как приоритетная задача. Например, создание оптимальных условий для формирования социально активной, творческой личности, нацеленной не только на самореализацию, но и гармонизацию системы отношений к другим людям, обществу и т.д. определяется в качестве основных целевых установок современной системы образования в таком законодательном документе, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В этом же нормативном документе говорится о необходимости создания условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения.

Вст. 29 «Конвенции о правах ребенка» одной из главных целей образования определяется развитие личности ребёнка, его талантов.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») развитие ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Пособие Т.А. Серебряковой способствует решению вышеобозначенных проблем, оно раскрывает одну из актуальных психолого-педагогических проблем – проблему организации деятельности по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.

Актуальность обращения автора к проблеме социально-личностного развития детей на базовых уровнях онтогенеза обусловлена и тем, что социально-личностное развитие предполагает, в первую очередь, оптимизацию психических процессов, функций и состояний каждого малыша, и как итог, – оптимальное развитие его личности в целом. Вместе с тем, программно-методическое обеспечение, предлагаемое к реализации в настоящее время дошкольным образовательным учреждениям, ориентированы в большей мере на доминирование педагогической (а не психологической) составляющей.

Актуальность обращения авторак обозначенной проблеме обусловлена также и результатами проведенного Т.А. Серебряковой эмпирического исследования, направленного на изучение уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста и показавшего, что у большинства детей дошкольного возраста уровень социально-личностного развития не соответствует их возрастным возможностям, многолетнему опыту работы в данном направлении [1–11].

Таким образом, появление целого спектра нормативно-регулятивных актов, касающихся модернизации системы дошкольного образования и выделяющих социально-личностное развитие дошкольников как одно из приоритетных направлений организации работы с детьми, а также отсутствие разработанных и реализуемых в активной практике дошкольных образовательных учреждений программ, ориентированных на эффективное решение задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста (а не только на их воспитание и обучение), объективно обусловливает необходимость вновь обратиться к данной проблематике и разработать систему мероприятий, ориентированных на оптимизацию процесса социально-личностного развития детей.

Органическое сочетание, интеграция фундаментального теоретического осмысления интересующей авторов проблемы и практических материалов, ориентированных на оптимизацию процесса социально-личностного развития дошкольников и является особенностью данного пособия.

Структурно данное пособие включает в себя 4 главы и Приложения [12].

Первая глава содержит теоретический материал, отражающий результаты психолого-педагогических исследований по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста и направленный на ознакомление педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, с особенностями и закономерностями оптимального социально-личностного развития детей всех возрастных групп. При этом акцент сделан на определении структуры социально-личностного развития дошкольников. В качестве таких структурных составляющих выделены эмоциональный, волевой и коммуникативный компоненты.

Вторая глава с позиций теоретико-аналитического подхода отражает результаты исследований в области развития эмоциональной сферы на базовых уровнях онтогенеза как компонентной составляющей социально-личностного развития. Основываясь на базовых концептуально-методологических положениях, раскрывающих специфику эмоциональных проявлений личности, раскрываются специфические особенности, психологические механизмы и закономерности эмоционального развития детей от младшей до подготовительной к школе групп.

Детальному анализу особенностей волевой сферы личности, а также специфики ее становления в дошкольном детстве посвящена третья глава пособия. Здесь же представлены теоретико-концептуальные положения, касающиеся психологических механизмов и закономерностей развития волевой сферы детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а также подготовительной к школе группы.

Четвертая глава освещает проблему оптимизации становления коммуникативной сферы субъекта, как третьей компонентной составляющей социально-личностного развития. Здесь же анализируются механизмы и закономерности оптимального коммуникативного развития на всех возрастных ступенях дошкольного детства (от второй младшей группы до группы подготовительной к школе).

Особый интерес представляют материалы Приложения, в котором представлены:

– пакет диагностического инструментария, ориентированного на изучение эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер детей дошкольного возраста. Здесь же представлен разработанный авторами мониторинг изучения и оценки уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста, основывающийся на выделении критериального и уровневого подходов к изучению особенностей развития эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер детей, а также их социально-личностного развития в целом;

– тематическое планирование в рамках разработанной системы мероприятий, направленных на оптимальное развитие всех структурных компонентов социально-личностного развития детей дошкольного возраста (эмоционального, волевого, коммуникативного), предполагающее интеграцию всех возможных форм организации работы с детьми: непосредственно-образовательной деятельности с группой детей, деятельности с подгруппой детей (исходя из специфики и проблем их развития), а также индивидуальную работу с ними. При этом индивидуальная и групповая работа осуществляется воспитателем, с учетом рекомендаций и перспективного (а также – календарного) планов педагога-психолога. Данная деятельность может быть организована как в первую, так и во вторую половину дня, исходя из ее содержания и задач.

Вся подгрупповая работа в рамках организации непосредственно-образовательной деятельности осуществляется педагогом-психологом и предусматривает использование различных видов и форм организации игровой деятельности детей.

Для детей младшей и средней групп – это игры, организуемые во второй половине дня как компонент свободной деятельности; в старшей группе – как элементов занятий социально-личностной направленности; для детей подготовительной к школе группы – как элемент занятий познавательного цикла.

Наряду с игровой деятельностью в предлагаемую нами систему работы вошли беседы, работа с литературными произведениями и некоторые другие дидактические методы и приемы.

На наш взгляд, такая интеграция деятельности педагога-психолога и воспитателя позволит достичь оптимального эффекта в плане динамики  развития как каждого компонента социально-личностного развития (эмоционального, волевого и коммуникативного), так и социально-личностного развития каждого ребенка в целом.

Кому же будет интересно данное пособие?

Несомненно, – это все те, кто имеет отношение к работе с детьми дошкольного возраста. В первую очередь, это сотрудники дошкольных образовательных учреждений, кто непосредственно организует работу с детьми, в том числе, и в аспекте развития их социально-личностной сферы.

Полезным данное пособие будет и для студентов факультетов дошкольного образования.

Не оставит оно равнодушными и родителей. Ведь в пособии так много примеров того, как организовать эффективное общение, взаимодействие со своим малышом!

В заключении хочется отметить, что представленное вниманию читателей пособие имеет сертификат соответствия, выданный Органом по сертификации учебно-методических и научных изданий в сфере общего образования, что является свидетельством его полного соответствия, принятым ФГОС ДО.

Список литературы

1. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми [Текст] : дис. …канд.психолог.наук. / Т.А. Серебрякова. - Нижний Новгород, 1999.

2. Серебрякова Т.А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности [Текст] / Т.А. Серебрякова // Наука и школа. 2006. - № 3. - С. 50-54.

3. Серебрякова Т.А. Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Серебрякова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. - № 10. - С. 95-99.

4. Серебрякова Т.А. Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Серебрякова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. - № 2. - С. 113-117.

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2010.

6. Серебрякова Т.А. Использование моделей и деятельности моделирования в системе работы по воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к миру природы [Текст] / Т.А. Серебрякова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - Т. 2. - № 3-32. - С. 132-135.

7. Серебрякова Т.А. Реализайция системного подхода к изучению уровня развития волевой сферы детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Серебрякова // Общественные науки. - 2012. - № 5. - С. 167-175.

8. Серебрякова Т.А. Разработка и экспериментальная апробация программы социокультурного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Серебрякова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 84-92.

9. Серебрякова Т.А., Хворостинина Н.В. Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста как условие их социально-личностного становления [Текст] / Т.А. Серебрякова, Н.В. Хворостинина //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-5. - С. 84-93.

10. Серебрякова Т.А., Волгина В.С., Хворостинина Н.В. Экспериментальный подход к оптимизации процесса коммуникативно-личностного развития дошкольников [Текст] / Т.А. Серебрякова, В.С. Волгина, Н.В. Хворостинина // Начальное образование. - 2016. - Т. 4. - № 1. - С. 35-40.

11. Серебрякова Т.А. Принцип интеграции как условие социально-личностного развития [Текст] / Т.А. Серебрякова // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 5 (6). - С. 514-522.

12. Серебрякова Т.А. ««От малышек до подготовишек»: система работы по развитию социально-личностной сферы детей дошкольного возраста» [Текст]: учебное пособие / Т.А. Серебрякова. - М.: ИНФРА-М, 2017.

Войти или Создать
* Забыли пароль?