ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (АНОНС НА УЧЕБНИК «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ» Н.В. ВАСИЛЕНКО И А.Я. ЛИНЬКОВА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен анонс нового учебника «Экономика образования» Н.В. Василенко и А.Я. Линькова, актуального в силу того факта, что данный учебник нацелен на раскрытие экономических основ функционирования отрасли образования и формирование соответствующих компетентностей будущих работников российской системы образования. Образование в экономике нового типа становится отраслью, ответственной за формирование и преумножение ведущего экономического ресурса, обеспечивающего в современных условиях экономический рост – человеческого капитала.

Ключевые слова:
экономика образования, экономические компетенции, экономические основы функционирования образования.
Текст

В настоящее время сфера образования подвергается реформированию. Его необходимость обусловлена становлением экономики нового типа, в которой роль образования резко возрастает. Оно становится отраслью, ответственной за формирование и преумножение ведущего экономического ресурса, обеспечивающего в современных условиях экономический рост – человеческого капитала. В этой  ситуации образовательная отрасль начинает занимать все более значимое место в системе рыночных отношений и становится важным фактором национальной конкурентоспособности в глобальном пространстве. Все это приводит к росту стратегических возможностей российских образовательных организаций. Их новые возможности подкрепляются значительным расширением их правовой самостоятельности.

В такой ситуации в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+ в учебные планы основных образовательных программ по направлениям подготовки «38.00.00 – экономика и управление» и «44.00.00 – образование и педагогические науки» все чаще включаются дисциплины, направленные на формирование компетенций, связанных в профессиональной деятельностью в сфере образования. Отсюда подготовка учебника, нацеленного на раскрытие экономических основ функционирования отрасли образования и формирование соответствующих компетентностей будущих работников российской системы образования, представляется чрезвычайно своевременным.

Учебник «Экономика образования» Н.В. Василенко и А.Я. Линькова (авторов, которые уже много лет занимаются проблемами экономики образования [1, 2, 3, 4, 6]) посвящен одному из перспективных и быстро развивающихся разделов современной отраслевой экономической науки и предназначен для преподавателей и студентов педагогических, экономических и управленческих направлений и профилей подготовки в организациях высшего образования [5]. Актуальность  такого учебника определяется, во-первых, тем, что российский рынок научно-методической литературы испытывает в настоящее время острую нехватку изданий достаточного уровня систематизации и обобщения в данной области знаний, и уровень методического обеспечения преподавания дисциплин указанного профиля недостаточен. Во-вторых, условия функционирования учреждений системы российского образования быстро меняются, что приводит  к необходимости  постоянного переосмысления новых возможностей развития образовательных систем и организаций, заложенных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и последующих нормативно-правовых документах.

Учебник отражает многолетний опыт, накопленный факультетом экономики и институтом экономики и управления ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» при реализации дисциплины «Экономика образования» для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» различных профилей подготовки, при реализации ряда дисциплин и курсов по выбору для студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». В учебнике нашли отражение результаты научных исследований по соответствующей проблематике в рамках различного рода проектов, в том числе международных.

Содержание учебника «Экономика образования» Н.В. Василенко и А.Я. Линькова носит научный характер, соответствует современным достижениям экономической науки, а также ее отраслевых приложений как в отношении основных излагаемых концепций и подходов, так и в области применяемой терминологии. Предлагаемый научный инструментарий удачно преломляется для объяснения практических вопросов практики функционирования образовательных систем и организаций.

Следует отметить новаторский подход к отбору и изложению материала, предлагаемого к изучению. Авторам удалась попытка совместить в каждой главе учебника изложение и основ экономической теории, и отраслевых особенностей сферы образования. Таким образом, овладение основами экономической теории поможет студентам глубже понять своеобразие сферы образования как отрасли экономики. Кроме того, излагаемый материал соответствует основным направлениям  образовательной политики государства, построен на актуальной нормативно-правовой  базе и иллюстрируется новейшими статистическими сведениями, привлеченными из национальных и международных источников.

Учебник Н.В. Василенко и А.Я. Линькова предназначен для научно-методической поддержки образовательного процесса при изучении дисциплины «Экономика образования» студентами педагогических, а также экономическо-управленческих направлений (профилей) высшего образования, в рамках которых осуществляется подготовка специалистов для системы образования.

Содержание учебного материала организовано таким образом, что на основе первого раздела может быть построена дисциплина «Экономика образования» для студентов первого курса неэкономических профилей подготовки общей трудоемкостью 2 зачетные единицы. Последующие разделы учебника могут быть использованы при изучении экономики образования студентами экономическо-управленческих направлений подготовки на уровне бакалавриата, в том числе в рамках дисциплин по выбору. Четвертый и пятый разделы могут быть полезны для развития необходимых компетенций студентов магистратуры и аспирантов.

Рассматриваемый учебник написан на высоком методическом уровне, что позволяет организовывать различные виды работ со студентами в рамках реализации компетентностного подхода к обучению в соответствии с ФГОС ВО 3+.

Учебник Н.В. Василенко и А.Я. Линькова выгодно отличает от других аналогичных изданий более полный охват проблематики, связанной с состоянием и развитием образования как отрасли экономики. Предлагаемый к изучению материал располагается системно по принципу восходящей спирали, предусматривая на новом витке переход от простого к сложному. Это позволяет с одной стороны, повторить и закрепить пройденное, с другой – на более высоком уровне изучить важнейшие закономерности функционирования отрасли в целом, отдельных образовательных организаций, а также основные направления и результаты государственной образовательной политики.

К достоинствам рассматриваемого учебника следует отнести также высокую актуальность предлагаемого к изучению материала, так как содержание основано на современной нормативно-правовой базе, а также новейших статистических материалах, в том числе из международных баз данных.

Учебник Н.В. Василенко и А.Я. Линькова имеет логичную структуру, состоит из предисловия и пяти разделов. Важной особенностью учебника, которая существенно отличает его от других изданий в рассматриваемой области, является системность и охват широкого спектра вопросов, полностью отражающих важнейшие аспекты функционирования образования как отрасли экономики.

Первый раздел представляет собой вводную часть, дающую студентам представление о важнейших характеристиках российской системы образования с обоснованием необходимости ее государственного регулирования. В нем изложены объект, предмет, задачи экономики образования как учебной дисциплины, дан краткий обзор ее становления как области научных исследований, рассмотрены основы ресурсного обеспечения экономики образования, обоснована необходимость ее государственного регулирования как отрасли экономики.

Второй раздел дает комплексное представление о функционировании образования как отрасли экономики, раскрывая особенности рыночных отношений в этой сфере, в частности, проблемы продвижения на рынок образовательных продуктов и услуг. Здесь представлено организационное устройство системы российского образования, прослежена взаимосвязь между образовательными потребностями и образовательными услугами как способами их удовлетворения, включая маркетинговые аспекты деятельности организаций сферы образования.

Третий раздел посвящен механизмам финансирования образовательной деятельности, в том числе, направлениям реформирования моделей финансирования образования на современном этапе, изучению возможностей образовательного кредитования семьями студентов, обучающихся на внебюджетной основе, а также оценке перспектив формирования и развития в России фондов целевого капитала образовательных организаций. Здесь содержится обзор основных источников финансирования образования с акцентом на переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных учреждений в рамках государственного задания, финансируемого за счет средств бюджета. Применительно к внебюджетным источникам финансирования образования подробно рассмотрены возможности использования образовательного кредитования и средств из  фондов целевого капитала.

Четвертый раздел определяет подходы к оценке эффективности образования на различных уровнях агрегирования экономических систем, а также место образования в экономике, основанной на знаниях. Он посвящен проблеме оценки отдачи от образования, подходам к определению эффективности образовательных организаций, а также определению роли места образования в современной экономике – экономике знаний.

В пятом разделе отражается глобальный характер конкуренции на рынке образовательных услуг. Материалы раздела освещают международные аспекты образовательной деятельности в условиях интеграции и интернационализации образования.

В тексте учебника последовательно вводятся основные понятия экономики образования. Каждая глава снабжена перечнем вопросов и заданий для самопроверки, что необходимо для закрепления студентами полученных знаний и проверки готовности к их практическому применению в профессиональной деятельности. Главы завершаются списками литературы, которая может быть использована для дальнейшей углубленной проработки соответствующих тем. Принятая авторами структура учебника позволяет сделать изложение дисциплины максимально доступным для студентов, продемонстрировать основные требования, предъявляемые к уровню освоения теоретического материала и сформированности практических навыков по дисциплине, а также обеспечить возможность для эффективной самостоятельной подготовки студентов по данному курсу.

Использование учебника «Экономика образования» Н.В. Василенко и А.Я. Линькова в образовательном процессе, несомненно, будет обеспечивать формирование необходимых компетенций в соответствии в ФГОС ВО 3+ и способствовать повышению качества образования.

 

В качестве методической поддержки рассматриваемого учебника в настоящее время к изданию готовится одноименный практикум под редакцией тех же авторов. Практикум подготовлен коллективом научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». В практикуме по экономике образования отражены результаты исследований научно-исследовательской лаборатории экономики образования.

Список литературы

1. Алексеева В.В., Бончукова Д.А., Василенко Н.В., Линьков А.Я., Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А., Петрова М.А., Старобинская Н.М., Суржикова А.В. Образовательный кредит в системе многоканального финансирования высшего профессионального образования [Текст] / В.В. Алексеева, Д.А. Бончукова, Н.В. василенко, А.Я. Линьков, В.Ю. Пашкус, Н.А. Пашкус, М.А. Петрова, Н.М. Старобинская, А.В. Суржикова. - СПб., 2011.

2. Василенко Н.В. Институциональный подход к исследованию образования [Текст] / Н.В. Василенко // Образование и наука. 2006. -№ 5. - С. 20-27.

3. Василенко Н.В. Институциональный подход к управлению образованием [Текст]: автореф. дис.канд. эконом. наук / Н.В. Василенко. - СПб., 2009.

4. Василенко Н.В. Консалтинг в образовании [Текст]: учебное пособие / Н.В. Василенко. - СПб., 2011.

5. Василенко Н.В., Линьков А.Я. Экономика образования [Текст]: учебник / Н.В. Василенко, А.Я. Линьков. - М.: ИНФРА-М, 2017.

6. Линьков А.Я. Роль инновационных технологий в повышении качества преподавания экономических дисциплин [Текст] / А.Я. Линьков // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 3. - С. 19-21.

Войти или Создать
* Забыли пароль?