Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрываются ведущие идеи учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»: приоритетность цели развития учебной деятельности, условия успешного дифференцированного обучения, организация учебного диалога и поисковой деятельности учащихся на основе воображаемых ситуаций. Рассматривается представление о понятии «норма» применительно к сфере образования как с позиции обеспечения объективных интересов общества, соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, так и специфики дидактического процесса, включающего цели, содержание, методы и средства.
понятие «норма»; требования к системе образования; дидактические компоненты; обучение и развитие; младший школь- ник; учебная деятельность; воображаемая ситуация; учебный диалог.
«Норма – то, что определяет жизнь
большинства в существующих
реалиях».
В.П. Кащенко
Анализ многочисленных суждений представителей разных наук о том, что такое норма, дает возможность выделить обязательные характеристики этого понятия применительно к сфере образования.
1. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2003. - 45 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. - СПб.: СПбГУП, 2009. - 186 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
5. Конвенция о правах ребёнка / Резолюция № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=9959&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.26569262838526586#0 (дата обращения: 14.02.2017).
6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. Изб. психол. труды - М.: Педагогика, 1989. - 140 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.