Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обсуждается проблема развития самостоятельности младшего школьника как условие и результат учебной деятельности, а также фактор повышения эффективности освоения математических знаний, углубления интереса к интеллектуальному труду. Рассматриваются возможности и особенности использования содержания и средств учебного предмета «Математика» в процессе формирования качеств самостоятельности ученика начальной школы.
математическое образование; самостоятельность; универсальные учебные действия; младший школьник; мотивация; самооценка; самоконтроль; творчество.
Основное назначение курса математики начальной школы – математическое развитие ученика. В результате обучения у него формируются следующие новообразования: • способность обнаруживать и понимать математическую сущность объектов (количество, измерение, расположение), отношений, закономерностей; • компетенции в использовании знаково- символических средств и логических конструкций (алгоритм действия, работа с таблицами, схемами, моделирование способов решения учебной задачи); • интерес к интеллектуальному труду, стремление к более полному и глубокому освоению математических знаний.
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html (дата обращения: 27.02.2017).
2. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2 / С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе [и др.]; под ред. В.А. Булычёва. - М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2 / С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе; под ред. В.А. Булычёва. - М.: Вентана-Граф, 2015.
4. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2 / С.С. Минаева, Л.О. Рослова; под ред. В.А. Булычёва. - М.: Вентана-Граф, 2015.
5. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2 / С.С. Минаева, Л.О. Рослова; под ред. В.А. Булычёва. М.: Вентана-Граф, 2014.
6. Математика: методические пособия. 1-4 классы / С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой; 1-3-е изд. - М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. Серия: «Стандарты второго поколения».
8. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой; 1-3-е изд. - М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011.
9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015. - 339 с.
10. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288 с.