В соответствии с современными тенденциями развития общества становится очевидным тот факт, что школа нуждается в такой системе обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Как результат, идет активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся. Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является технология модульного обучения.
технология; модульное обучение; качество обучения; зона ближайшего развития; Болонский процесс; модуль; двухуровневая система образования; кредитно-модульное построение образовательных программ; технологическая карта.
В условиях современного общества актуальным становится изучение личности учащегося как центральной фигуры процесса обучения, а также внимание не только к содержанию образования, но и к способам управления деятельностью студентов.
С 1999 г. начался Болонский процесс, к образовательным целям которого можно отнести повышение качества и привлекательности образования, расширения мобильности студентов и преподавателей.
В 2003 г. состоялась конференция министров высшего образования 40 eвропейских стран, проводимая в рамках Болонского процесса. На совещании было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.
Полноценное вхождение в Болонский процесс, главная цель которого – формирование общеевропейского образовательного пространства, потребовало от нашей страны (как и от ранее присоединившихся к этому процессу стран) реформирования системы обучения в целом и высшего профессионального образования, в частности. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации – соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и, наконец, практики преподавания.
В «Приоритетных направлениях…» впервые декларировалась необходимость реализации в России в ближайшей перспективе основных принципов Болонского процесс [4]:
- формирование перечня образовательных программ и Национальной рамки квалификаций, соответствующих международным классификаторам образовательных программ и Европейской рамке квалификаций;
- законодательное введение двухуровневой системы образования (бакалавр–магистр);
- переход на кредитно-модульное построение образовательных программ.
В условиях современной экономики многие студенты вынуждены совмещать учебу в вузе с работой, что стало причиной снижения интереса к учебе и показателей успеваемости. Так возникла потребность в новой технологии, позволяющей гибко планировать учебное время. Именно гибкий подход в обучении, обеспеченный модульной технологией, позволяет придерживаться различной последовательности прохождения курса обучения, что в условиях построения как линейных, так и нелинейных образовательных маршрутов дает возможность модульной технологии обучения успешно внедряться в российских вузах.
Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник вуза, овладевший знаниями в пределах вузовской программы. Современное состояние экономики и общества требует отказаться от приоритетного ранее формирования знаний, умений и навыков в чистом виде, а настаивает на формировании способностей личности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков, т.е. всех тех категорий, которые входят в понятие «компетентность». Главной целью современного образовательного процесса в вузе является воспитание компетентного специалиста. При формировании этого процесса возникает ряд противоречий:
- между глобальной задачей формирования компетентного специалиста и неэффективностью использования способов достижения поставленной цели;
- между фронтальными методами обучения и индивидуальными формами и темпом обучения;
- между информационной функцией учителя и деятельностным характером процесса обучения.
1. Гареев В.М. и др. Принципы модульного обучения // Вестн. высшей школы. - 1987. - № 8. - С. 30.
2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Институт практической психологии: Воронеж, 1998. - С. 211-214.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997. - С. 361.
4. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: Университетская книга, 2010.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998.
6. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. - М.: Народное образование, 1996.