Общепризнанным является положение о том, что эффективность учебного труда студента зависит от развития его познавательной активности и самостоятельности. Активность студента формируется в процессе активного, развивающего характера обучения. Она находится в тесной связи с его самостоятельностью. Активизацию учебной деятельности студентов можно рассматривать как целенаправленную деятельность преподавателя на совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения.
активность и самостоятельность; активизация учебной деятельности; дистанционные технологии; мотивы обучения; профессиональная направленность.
В современных условиях большое значение приобретает проблема развития активности, творческих способностей студентов, так как наше общество нуждается в специалистах, умеющих трудиться креативно. «От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальной и научной области, но и умели ставить и защищать свои идеи и предложения. Для этого прежде всего требуется, чтобы они были достаточно подготовлены самостоятельно анализировать и обобщать научные факты и явления».
Общепризнанным считается положение о том, что эффективность учебного труда студента зависит от развития его познавательной активности и самостоятельности в процессе обучения.
Активность студента — понятие широкое. В педагогической литературе активность личности рассматривается как важнейшая черта личности, способность изменять окружающую действительность, способность и стремление к энергичному выполнению деятельности, как вид деятельности, направленной на повышение результатов учебного труда, на достижение более высокой его эффективности.
На основании анализа работ педагогов можно дать определение рассматриваемого понятия следующим образом: активность студента — это устойчивая черта личности, которая формируется в процессе активного, развивающего характера обучения и проявляется в стремлении к непрерывному интеллектуальному развитию и в деятельном отношении ко всему окружающему.
Для активного студента свойственно проявление всестороннего глубокого интереса к знаниям, напряжение внимания, умственных и физических сил для достижения поставленной цели.
Активность студента находится в тесной связи с его самостоятельностью. Самостоятельность в психологии определяется как стержневое качество личности, которое проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач. Самостоятельность студента содействует развитию его активности. Это два взаимосвязанных понятия, которые дополняют друг друга.
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - Тюмень, 1995.
3. Рыбаков М.Д., Немирович О.В. Гуманитаризация высшего профессионального образования: изучение иностранного языка: Монография. - М.: Прометей, 1999.