Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается проблема познавательного развития дошкольников и подготовки их школе в системе экологического воспитания, реализующей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Автором определяется необходимость распределения ответственности между дошкольными образовательными областями по достижению требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к уровню подготовки будущего первоклассника. Проводится анализ различных видов деятельности, входящих в систему экологического воспитания, с целью выявления реализуемых ими развивающих функций для подготовки детей к успешному школьному обучению. Подробно описываются возможности развития мышления старших дошкольников в процессе моделирования ими явлений природы и классификации природных объектов. Все теоретические обобщения, представленные в ст., сделаны на основе обширного эмпирического материала, собранного автором.
познавательное развитие дошкольников, система экологического воспитания, успешность школьного обучения, подготовка к школе.
Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того насколько успешно, либо неуспешно он складывается, зависит очень многое в судьбе подрастающего человека. Как правило, именно от успешности, либо не успешности школьного обучения зависит с желанием ли ребенок ходит в школу, насколько эмоционально комфортно ему там, как складываются его взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Под влиянием этих обстоятельств формируются, либо не формируются такие личностные качества, как чувство собственного достоинства, самоуважение, понимание значимости и неповторимости своей личности. Формированию положительных качеств личности во многом препятствует неуспех школьников в учении.
Современная психологическая наука утверждает, что на успешность школьного обучения ребенка влияет три группы факторов (по Н.П. Локаловой):
– нейропсихологический фактор (связанный с созреванием различных мозговых структур и психологических функциональных систем);
– психолого-педагогический фактор, составляющими которого выступают:
- возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе;
- дидактико-методическая система, в рамках которой будет осуществляться школьное обучение;
– психологический фактор, составляющими которого являются:
- уровень познавательного развития будущего первоклассника;
- психологическая готовность ребенка к школьному обучению;
- индивидуально-психологические особенности ребенка (темперамент).
Одним из основных факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьников в учении, является уровень познавательного развития ребенка, поступающего в первый класс.
Возникает вопрос: под влиянием чего осуществляется познавательное развитие ребенка?
В определенной мере оно имеет место вследствие естественного созревания мозга, что является обязательной предпосылкой психического развития в целом. Но главным образом познавательное развитие ребенка происходит под социальным влиянием обучения и воспитания.
На сегодняшний день содержание воспитательно-образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно стандарту, развитие личности детей дошкольного возраста должно обеспечиваться в таких видах деятельности как игра, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, творческая активность и др.
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой описывает следующим образом: «развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [3].
В связи со всем вышесказанным перед дошкольным образованием встает вопрос: «Каково распределение "ответственности" между дошкольными образовательными областями по достижению требований нового "дошкольного" госстандарта, выдвигающего свои требования к уровню подготовки будущего первоклассника?» Найдется ли здесь у экологического воспитания своя «ниша»? И вообще, могут ли у экологического воспитания быть свои приоритеты в реализации развивающих функций дошкольного образования?
Обращаясь к разработанной и экспериментально апробированной в условиях детского сада системе экологического воспитания дошкольников, реализуемой в рамках программы «Юный эколог», покажем ее обширный потенциал для познавательного развития детей-дошкольников и подготовки их к успешному школьному обучению.
Развивающий эффект системы экологического воспитания обеспечивается тем, что во всех возрастных группах с дошкольниками в течение учебного года осуществляются одни и те же (с каждым годом усложняющиеся) мероприятия, в основу которых заложены развивающие специфически детские виды деятельности. Ценность осуществляемых дошкольником разнообразных видов деятельности обусловлена тем фактом, что обучающе-развивающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, а содержание и способы этой деятельности определяют процесс детского психического развития (по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, А.В. Запорожцу).
В своей совокупности мероприятия составляют технологии экологического воспитания детей разных возрастных групп. В свою очередь, технологии экологического воспитания детей разных возрастных групп в комплексе составляют единую систему экологического воспитания.
Во все технологии (от младшей до подготовительной группы) включены следующие виды детской деятельности:
– познавательно-исследовательская деятельность по наблюдению за живыми объектами природы, находящимися на территории детского сада;
– опытно-экспериментальная деятельность с природными материалами: песком, глиной, камнями, водой, воздухом;
– деятельность моделирования по ведению календарей природы (за сезонными явлениями в природе, ростом и развитием растения, за птицами в период зимней подкормки);
– экологические занятия, в процессе которых начинает формироваться учебная деятельность;
– познавательно-речевая деятельность в процессе прослушивания и обсуждения природоведческих литературных произведений и художественно-эстетическая деятельность по созданию самодельных книг по этим произведениям.
Рассматривая содержание каждого вида детской деятельности, опишем то влияние, которое она оказывает на познавательное развитие ребенка и подготовку его к успешному обучению в школе.
В системе экологического воспитания наблюдение является видом познавательно-исследовательской деятельности, осуществляемой детьми совместно с воспитателем. Наблюдения, представленные в виде циклов – серии наблюдений, посвященных какому-либо объекту природы, периодически повторяются на протяжении учебного года во всех возрастных технологиях.
При построении эколого-развивающей работы с дошкольниками имеют место разные типы наблюдений. Это и наблюдения, содержанием которых является демонстрация старшим дошкольникам различных форм морфофункциональной приспособленности животных к среде обитания, в процессе которых воспитатель учит детей видеть связь между строением, поведением животного и особенностями среды обитания.
Особое место занимают систематические наблюдения за закономерно меняющимися явлениями природы. К таким процессам относятся сезонные явления природы, рост и развитие живых существ (растений и животных). Обычно дошкольники не замечают закономерной смены явлений и событий, поскольку эти процессы растянуты на длительный период времени. Именно поэтому данные наблюдения необходимо проводить циклически. При этом в процессе наблюдения необходимо охватить все основные жизненные проявления животных и растений. Прослеживание детьми всех промежуточных стадий роста и развития живого существа сыграло важную роль в процессе усвоения связи между основными стадиями роста и развития живого существа. Для эффективности этого прослеживания необходимо, чтобы каждое последовательное состояние живого существа воспринималось ребенком не само по себе, а в системе наблюдавшихся им предшествующих состояний.
Анализ особенностей процесса познания детьми изменения и развития живого объекта природы позволяет выделить такую линию развития образного отражения действительности, которая заключается не столько в формировании обобщенности отдельных представлений, сколько в формировании динамической системы последних. «Вся же система в целом позволяет отразить и связать между собой отдельные состояния одного объекта, разделенные значительными промежутками времени и существенно различающиеся по внешним признакам. Отражательные возможности такой системы велики и обеспечивают выход далеко за пределы непосредственно воспринимаемого» [1, с. 237].
Таким образом, в процессе наблюдения за развитием объектов живой природы у детей формируются важные свойства мышления – гибкость, подвижность, своеобразные формы обобщения, позволяющие в образной форме отражать не только основные моменты тех или иных изменений объектов, но и элементарные процессы развития.
Однако познание важнейших закономерностей природы должно осуществляться детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе наблюдений за познаваемыми объектами.
Кроме того, в процессе наблюдений за сезонно-закономерными изменениями в природе у дошкольников формируются не только первичные представления о пространстве и времени, но и умение с помощью образного мышления обнаруживать причинно-следственные связи и отражать их в речи.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что важнейшие закономерности природы составляют содержание познавательного материала, который способствует интеллектуальному развитию детей, в частности формированию важнейшей способности интеллекта – выявлять и предвидеть ход изменений окружающей действительности.
Кроме того, в процессе наблюдений за объектами и явлениями окружающего мира дошкольники, безусловно, получают разнообразную «чувственную» информацию о наблюдаемом (форма, цвет, размер, материал, звучание, часть и целое), что способствует не только формированию разнообразных конкретных представлений об объектах и явлениях природы, их свойствах, особенностях, но и является мощным стимулом для сенсорного развития ребенка.
Цикл наблюдений, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности детей, имеет ряд достоинств. Каждое следующее наблюдение позволяет показать детям новые стороны уже знакомого объекта природы, при этом уточняя и расширяя имеющиеся представления. Кроме того, многократное, но разное по содержанию, обращение к одному и тому же природному объекту позволяет формировать у дошкольников познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях, что является предпосылкой не только для развития детской любознательности, но и познавательной мотивации в целом, столь важной для успешного обучения ребенка в школе.
Говоря об опытно-экспериментальной деятельности, как об основном виде поисковой деятельности детей, необходимо отметить, что именно эта истинно детская деятельность является, по словам Н.Н. Поддьякова, ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» [2, с. 43].
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. «Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие» [2, с. 42].
Мыслительная деятельность ребенка, движимая мотивом получения новых сведений об объекте, направлена на познание предмета в процессе полного ознакомления с ним, его частями. В процессе такого рода мыслительной деятельности ребенок может ставить перед собой практические задачи, совершать практические преобразования. Главной чертой данного типа мышления является то, что все практические действия с предметом подчинены познавательной задаче и включены в качестве вспомогательных звеньев в её решение. «Логика осуществления этих практических действий подчинена познавательной деятельности, которая, в свою очередь, определяется структурой исследуемого объекта. Важно отметить, что данный тип мышления выступает в последующем как база, на которой успешно формируется учебная деятельность» [2, с. 44].
Кроме того, очевидно, что при проведении опытнической деятельности с природными материалами совершенствуют сенсорные ощущения, восприятие, способность к анализу и сравнению, интенсивно развивается причинно-следственное (иными словами логическое) мышление.
Мощным развивающим потенциалом для познавательного развития дошкольников обладает деятельность моделирования, которая пронизывает всю систему эколого-развивающей работы с детьми. Изменчивость живых организмов, длительность сезонных изменений в природе, многочисленные связи внутри природных сообществ, трудны для познания детьми дошкольного возраста, в силу незрелости их мыслительной деятельности, поэтому нуждаются в моделировании.
Предметные и абстрактные модели позволяют продемонстрировать детям связь между особенностями строения и поведения животных и свойствами среды их обитания.
Данный тип моделей способствует интеллектуальному развитию детей, так как позволяет абстрагировать и наглядно демонстрировать причинно-следственную связь природных объектов, что способствует развитию наглядно-образного и логического мышления ребенка.
Пространственно-временные модели или, иными словами, календари наблюдений за природными явлениями, в которых графически изображается объект (комплекс объектов) природы на разных этапах его изменения и наглядно обозначается временной параметр изменений, дают наглядное представление о последовательности преобразований объекта.
Заполнение дошкольниками календарей природы, использование пиктограмм и значков, цветовых обозначений временной протяженности, способствует уточнению конкретных представлений о явлениях природы, развивает символическую функцию мышления. Также у детей формируются при помощи графических изображений (в виде граф табл. и цветовых обозначений) трудные для понимания дошкольниками временные представления (день, неделя, месяц, сезон).
Развивающее значение экологических занятий заключается в том, что на них начинает формироваться учебная деятельность. Ребенок учится слышать и выполнять указания взрослого, сформулированные в речевой форме; принимать учебную задачу; действовать по правилам, действовать по заданному образцу; удерживать в памяти и выполнять задания; осуществлять контроль своей деятельности, оценивать её, произвольно регулировать свои желания и поведение. Кроме того, на занятиях дети овладевают основами диалогической речи: умению внимательно слушать вопрос и развернуто отвечать на него, умению задавать вопросы педагогу и сверстникам, выявлять ошибочные суждения.
Помимо этого на экологических занятиях (в особенности обобщающего типа) воспитатель учит детей обобщать конкретные знания и формирует у них обобщенные представления. В результате чего у детей формируются такие мыслительные операции, как способность классифицировать предметы, опираясь на сходные признаки, способность классифицировать предметы по разным основаниям, способность логически объяснять свой выбор, способность употреблять обобщающие слова.
Логическая операция классификации, подразумевающая объединение предметов в группы на основе существенных признаков, тесно связана с освоением обобщающих слов, с расширением представлений и знаний об окружающем мире, с умением выделять в предмете существенные признаки. Иными словами, овладение логической операцией классификации предполагает появление в сознании человека настоящих понятий (по Л.С. Выготскому). Однако образованию истинных понятий у детей дошкольного предшествует возникновение и развитие различных предпонятийных образований, так называемых понятий-комплексов (возникающих на основе отдельных объективных признаков). Выготский Л.С. следующим образом характеризует такую форму обобщения, как комплексы: «В то время как в основе понятия лежат связи единого типа, логически тождественные между собой, в основе комплекса лежат самые разные фактические связи, часто не имеющие друг с другом ничего общего. В понятии предметы обобщены по одному признаку, в комплексе – по самым различным фактическим основаниям» [Цит. по: 1, с. 28].
Многообразие связей, лежащих в основе комплекса, составляет его главнейшую отличительную черту по сравнению с понятием.
По словам Н.Н. Поддьякова, специфика комплексов (наличие многообразных фактических связей) не является недостатком детского мышления. Именно эта специфика комплекса создает основу для формирования понятий. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие в детском мышлении предпонятий-комплексов свидетельствует о возникновении у дошкольников предпосылок к овладению учебной деятельностью, поскольку учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий.
В процессе классификации объектов природы по разным основаниям дети уходят от существенного признака и выделяют другие свойства объектов природы. В результате чего происходит переориентировка на другие свойства предметов, их обобщение на другом основании, в другом аспекте. Способность улавливать относительность границ между отдельными группами явлений и переходить от одной группы к другой свидетельствует о присутствии у детей комплексного мышления.
В свою очередь, комплексное мышление, которое является ведущим на протяжении значительного периода дошкольного детства, имеет чрезвычайно важное значение в общем умственном развитии детей, поскольку способствует формированию гибкости и подвижности детского мышления и позволяет ребенку увидеть предмет с различных сторон, вычерпывая из него все новое содержание.
Помимо всего вышеперечисленного, на экологических занятиях у детей развиваются интеллектуальные умения и способности анализировать, сопоставлять, соотносить, строить умозаключения, делать выводы, применять знания в новой ситуации.
В процессе прослушивания и обсуждения природоведческих литературных произведений дети не только знакомятся с книжной культурой и детской литературой, но и приобретают широкий спектр представлений о природных явлениях, морфофункциональных особенностях приспособления разных животных к среде обитания, познают основные понятия и законы экологии; овладевают связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, обогащают активный словарь; учатся понимать на слух тексты разных литературных жанров.
В процессе художественно-эстетической деятельности по созданию самодельных книг по прочитанным произведениям дети реализуют самостоятельную творческую деятельность, учатся эстетическому отношению к окружающему миру.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что система экологического воспитания, реализуемая программой «Юный эколог», не только обогащает детей знаниями об объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях, но и несет в себе колоссальный потенциал для всестороннего познавательного развития дошкольника, что является, в свою очередь, надёжным базисом для успешного обучения ребенка в школе.
Этот факт свидетельствует о том, что парциальная программа «Юный эколог» полностью реализует основные развивающие функции дошкольного образования, предусмотренные и регламентированные главным нормативно-правовым документом дошкольного образования – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
1. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
2. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до 6 лет: новый взгляд на дошкольное детство [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М.: Творческий Центр Сфера, 2010. - 144 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70512244/