О ЕЖЕГОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблемы, которые волнуют геометрическое сообщество, заставляют постоянно размышлять над вопросами, как самой геометрии, так и геометрического образования и нередко предлагать взаимно противоположные пути решения. Представляется, что необходимо консолидировать все накопившиеся наработки. В этом помогает, проходящая ежегодно, интернет-конференция «Качество графической подготовки: проблемы, традиции, инновации», проводимая Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. Рассказывается о плюсах подобных конференций.

Ключевые слова:
конференция, Интернет, интернет-конференция, геометрия, начертательная геометрия, графическая подготовка.
Текст

Проблемы, которые волнуют геометрическое сообщество, заставляют постоянно размышлять над вопросами, как самой геометрии, так и геометрического образования и нередко предлагать взаимно противоположные пути решения. Представляется, что необходимо консолидировать все накопившиеся наработки. В этом помогает проходящая ежегодно интернет-конференция «Качество графической подготовки: проблемы, традиции, инновации». Университет, вернее, организаторы конференции взвалили на себя важнейшее бремя: сплотить всех имеющих отношение к геометрии специалистов и дать им возможность почти непосредственного общения, что впечатляет, учитывая огромные пространства нашей страны (и не только, поскольку конференция международная) и, как ни прискорбно, скудные возможности, как государственных вузов, так и профессорско-преподавательского состава.

Интерактивная Международная Интернет-конференция является довольно интересной организацией обмена мнениями профессионалов одного профиля, так как в настоящих реалиях невозможно собрать всех вместе – этому мешают, как уже говорилось, огромные пространства от Балтики до Черного моря и от Германии до Восточной Сибири, дороговизна перемещения по стране на фоне скромных зарплат профессорско-преподавательского состава кафедр, а также скудные возможности государственных вузов, проведение учебного процесса в это же время, другие объективные и не очень причины. Все это не только препятствует, но почти совершенно исключает возможность собрать вместе 150–170 специалистов.

Преимущества Интернет-конференции следующие:

1. Участники конференции (и это очень важно!) имеют возможность ознакомиться абсолютно со всеми докладами, представленными в различных секциях. Тем более что доклады и комментарии к ним остаются на полях Интернета и не ликвидируются. То есть, к ним можно обращаться и в дальнейшем. В отличие от интернет-конференции, традиционная конференция предполагает для участника работу исключительно в одной секции, поэтому участник не может задать вопросы докладчику, выступающему в другой секции, что серьезно уменьшает обширность охвата всех специалистов в данной области науки и техники. Секции при этом работают одновременно, что и препятствует расширению кругозора для ее участников.

2. Любой участник может задать любые вопросы (не выходящие за рамки парламентской этики) не только докладчику, но и любому участнику конференции. Сможет ли ответить докладчик на все вопросы и ответит ли вообще – это уже другой вопрос.

3. Ни один из участников не отрывается от своей официальной работы и может участвовать в конференции в любое удобное для него время. Даже едучи в транспорте.

4. На вопросы, заданные докладчику или друг другу, спрашиваемый имеет возможность как следует подумать и сконструировать ответ, не спеша, более аргументировано, что было невозможно при традиционном проведении конференций, где ответ требовался немедленно и без особых размышлений.

5. Доклады могут поступать в течение всего времени проведения конференции, т.е., в течение полутора месяцев, а не точно к какому-то числу, что очень удобно для докладчиков: иногда некоторые доклады возникали как ответы на уже имеющиеся доклады или выступления. Это совершенно невозможно для традиционного ведения конференций ввиду регламента и малого промежутка времени работы самой конференции.

6. Конференция проходит не в 1–3 дня, а длится в течение февраля-марта ежегодно, что позволяет обмениваться мнениями, глубже вникать в суть докладов. Поэтому каждый заинтересованный в геометрии специалист может принять участие – был бы компьютер под рукой, выход в Интернет и заинтересованность в представленных докладах.

7. При наличии Интернета в транспорте (например, в Московском метро) участник может, не тратя попусту драгоценное время в переездах, знакомиться с докладами и отвечать на вопросы. Такие прецеденты были.

8. Организаторы конференции не тратят средства и время на прием участников, их размещение, кормление, организацию аудитории, ее оснащение, организацию досуга и другие свойственные традиционным конференциям проблемы.

9. Не совсем приличествующие парламентским фразы или бездоказательные выпады участников друг против друга (бывает и такое), т.е. то, что называют некорректными высказываниями, удаляются организаторами конференции и заменяются следующими картинками в круглых скобках: . Это сделать невозможно при очном выступлении. Таким образом, строго охраняется благожелательная атмосфера самой конференции.

10. Если на традиционной конференции не все желающие могли получить возможность выступить с вопросами или комментариями ввиду различного рода причин, то на интернет-конференции все эти причины отсутствуют (вплоть до регламента), и даже самый скромный из участников имеет возможность задать вопрос докладчику или высказать свое мнение по докладу.

Таким образом, сравнивая оба варианта проведения форумов, можно констатировать, что по сравнению с традиционной формой конференций интернет-конференция более предпочтительна.

В конференции в Перми работают следующие секции:

1. Пленарные доклады.

2. Исследования в области прокладной геометрии и практического решения задач инженерной графики.

3. Методика и практика реализации геометро-графической подготовки студентов.

4. Подготовка специалистов, теория и практика развития современного дизайна.

5. Круглый стол «Обсуждение проекта решения конференции».

Пленарные доклады разных лет посвящены различным темам, так или иначе относящимся к проблемам геометрии и ее перспективам [2, 4–6, 15, 17, 27 и др.]. Доклады,  участвующие в различных секциях [1, 3, 9–11, 13, 16, 26, 28 и др.] посвящены проблемам как самой геометрии, так и педагогике высшей школы.

Интересен факт, что все чаще участники конференции ссылаются на журнал «Геометрия и графика», входящий в список рецензируемых журналов ВАК [7, 8, 12, 14, 18–25 и др.]. Это говорит и о интересе к статьям и к самому журналу «Геометрия и графика».

Рассмотрим несколько графиков, показывающих динамику интереса к интернет-конференциям у специалистов геометрического и графического профиля.

Рис. 1. Общее количество участников

 

На рис. 1 представлен график изменения количества участников интернет-конференции. Видно, что год от года интерес у специалистов геометрического и графического профиля возрастал. Наиболее высоким он стал в 2017 г. Есть твердое убеждение, что и в дальнейшем этот показатель будет расти, т.е., количество участников будет все время увеличиваться год от года. Более того – возможно, что в конференции будут принимать участие специалисты смежных отраслей науки и техники.

Рис. 2. Общее количество докладов

 

На рис. 2 показан график изменения количества представленных докладов. Пока что этот показатель более-менее стабилен, независимо от количества участников. Трудно сказать, чем это вызвано, может быть тем, что некоторым участникам пока что сказать нечего. Гадать не будем – это прерогатива социологии.

 

Рис. 3. Количество участников, выступивших с докладами

 

На рис. 3 дано изменение количества участников конференции, выступивших с докладами. Это число тоже постепенно растет. Разница между количеством участников и количеством докладов в одном случае объясняется тем, что один участник сделал несколько докладов, а в другом – несколько участников сделали один доклад.

На рис. 4 представлен график, показывающий изменение количества участвующих в обсуждениях. График участников живых обсуждений несколько похож на графики, показанные на рис. 2 и 3: где «проседают» они, там «проседает» и график на рис. 4. То есть – чем меньше докладов, тем меньше выступающих.

Рис. 4. Количество участников, выступивших с обсуждениями докладов

 

То же самое можно сказать и про график на рис. 5, который показывает участников конференции, выступающих как с докладами, так и в прениях. То есть, чем больше докладов – тем больше вопросов и ответов на них.

Зато график, представленный на рис. 6, совершенно не радует. Количество участников, зарегистрировавшихся на конференции, но совершенно не участвующих не только с докладами, но и в процессе обсуждений, растет год от года.

Рис. 5. Количество участников, выступающих с докладами и в прениях

 

Рис. 6. Количество зарегистрированных на конференции, но не участвовавших нигде

 

Рис. 7. Активность участников конференции

 

На графике, показанном на рис. 7, представлена активность участников конференции. Здесь она показана в процентном отношении. Для этого находим процентное отношение количества участвовавших в процессе (график на рис. 5) к общему количеству участников (график на рис. 1). Как видим, увеличение числа участников конференции несколько негативно влияет на активность. Активность участников как была в прошлом году, так в нынешнем и осталась – 70%.

Вывод можно сделать следующий. Год от года интерес к интернет-конференции растет, что и показывает график на рис. 1. Однако вновь записавшиеся на конференцию участники не только не выступают с докладами, но и стараются вообще не «светиться» с любыми своими выступлениями. А зря. Если бы они перестали бояться высказывать свое мнение, то более опытные коллеги со всей деликатностью могли бы их направить на путь истинный – это если бы новички стали ошибаться в каких-нибудь репликах. Если же постоянно молчать, то никто про тебя и не узнает, и не поможет.

Список литературы

1. Бойков А.А. О трехмерном моделировании и начертательной геометрии в свете возможностей современных компьютерных систем [Текст] / А.А. Бойков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т.1 - С. 361-375.

2. Волков В.Я. Современные направления и перспективы развития научных исследований по геометрии и графике: обзор докладов на международной конференции ICGG 2014 процесса [Текст] / В.Я. Волков, Н.В. Кайгородцева, К.Л. Панчук // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т.1. - С. 99-110.

3. Волошинов Д.В. Инструмент для геометрического моделирования. Каким ему быть? [Текст] / Д.В. Волошинов // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т.1. - С.111-134.

4. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария [Текст] / Д.В. Волошинов // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2014. - Т.1 - С. 47-60.

5. Вышнепольский В.И. Журнал «Геометрия и графика» в РИНЦ и Scopus [Текст] / В.И. Вышнепольский // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2016. - Т.1. - С. 17-33.

6. Вышнепольский В.И. О статьях в журнале «Геометрия и графика» и будущем [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2016. - Т.1 - С. 82-86.

7. Вышнепольский В.И. Функции олимпиад [Текст] / В. И. Вышнепольский // Геометрия и графика. 2013. - Т. 1. - № 3/4. - C. 44-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/2133.

8. Гирш А.Г. Графические алгоритмы реконструкции кривой второго порядка, заданной мнимыми элементами [Текст] / А.Г. Гирш, В. А. Короткий // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - №. 4. - C. 19-30. DOI:https://doi.org/10.12737/22840.

9. Горнов А.О. От 3D модели сборочной единицы к чертежу детали [Текст] / А.О. Горнов, А.Д. Козырев // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2016. - Т.1 - С. 476-490.

10. Дюмин В.А. Хорошо не забытое старое или проектно- конструкторское обучение инженерной графике [Текст] / В.А. Дюмин, Д.Е. Тихонов - Бугров // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2014. - Т.1. - С. 251-255.

11. Ижуткин В.С. Методические традиции и тенденции преподавания математики с использованием информационных технологий. [Текст] / В.С. Ижуткин // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2016. - Т.1. - С. 31-47.

12. Короткий В.А. Графические алгоритмы реконструкции кривой второго порядка, заданной мнимыми элементами [Текст] / А. Г. Гирш, В. А. Короткий // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - №. 4. - C. 19-30. - DOI:https://doi.org/10.12737/22840

13. Короткий В.А. Кривые второго порядка в моделировании поверхностей [Текст] / В.А. Короткий // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т.1 - С.135-151.

14. Лепаров М.Н. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии [Текст] / М.Н. Лепаров, М.Х. Попов // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2, - № 1. - С. 22-29. DOI:https://doi.org/10.12737/3845.

15. Ротков С.И. Проблемы консолидации деятельности кафедр геометрии и графики [Текст] / С.И. Ротков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2014. - Т.1 - С. 91-103.

16. Сальков Н.А. Об американизации российского образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т.1. - С. 152-158.

17. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2014. - Т.1. - С. 38-47.

18. Сальков Н.А. Параметрическая геометрия в геометрическом моделировании [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2014. - №3. - С. 7-13. - DOI:https://doi.org/10.12737/6519.

19. Сальков Н.А. Свойства циклид Дюпена и их применение. Часть 1 [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - №. 1. - C. 16-25.

20. Сальков Н.А. Свойства циклид Дюпена и их применение. Часть 2 [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - №. 2. - C. 9-22.

21. Сальков Н.А. Свойства циклид Дюпена и их применение. Часть 3: сопряжения [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 3. - №. 4.

22. Сальков Н.А. Циклида Дюпена и ее приложение: монография [Текст] / Н.А. Сальков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 141 с.

23. Сальков Н.А. Циклида Дюпена и кривые второго порядка. Часть 1 / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. -2016. - Т. 4. - №. 2. - C. 19-28.

24. Сальков Н.А. Циклида Дюпена и кривые второго порядка. Часть 2 [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - №. 3. - C. 17-28.

25. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 30-41.

26. Столбова И.Д. Графическая подготовка и современное состояние стандартов единой системы конструкторской документации [Текст] / И.Д. Столбова, А.Б. Шахова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т.1. - С.85-95.

27. Тихонов-Бугров Д.Е. Инженерная графика в рамках Болонского процесса [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, В.Т. Тозик // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2016. - Т.1. - С. 87-92.

28. Хейфец А.Л. Геометрическая точность компьютерных алгоритмов конструктивных задач [Текст] / А.Л. Хейфец // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2016. - Т.1. - С. 367-387.

Войти или Создать
* Забыли пароль?