Белгород, Белгородская область, Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
Так как основные интересы общества отражаются через социальную сферу, то для создания достойных условий жизни населения необходимо осуществление эффективной социально-экономической политики, в первую очередь связанной с доступностью жилья. Доступность жилья является значимым элементом экономической безопасности. В статье рассматривается региональная составляющая экономической безопасности – доступности жилья на примере Белгородской области. При этом для оценки обеспечения экономической безопасности использована методика сопоставления показателей региональной экономики с их пороговыми значениями с целью выявления возможных угроз нарушения равновесия региональной системы. Проведенные расчеты свидетельствуют, что в Белгородской области среднестатистическая семья сможет отложить необходимую денежную сумму для приобретения квартиры среднего качества (типовой) на первичном рынке по условиям 2015 года за 5,7 лет, что значительно ниже допустимого порогового значения. Также рассматривалась возможность приобретения квартиры на вторичном рынке. В статье выявлены резервы повышения доступности жилья: за счет реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда, предполагающих значительный социально-градостроительный эффект обновления жилой среды, получение дополнительной жилплощади на застроенных городских территориях, а также за счет реализации комплекса региональных программ для формирования нового сегмента рынка жилья экономического класса, отвечающего современным требования по качественным характеристикам.
экономическая безопасность региона, методика оценки и индикаторы экономической безопасности, доступность жилья, резервы повышения доступности жилья, региональные жилищные программы, реконструкция и модернизация.
Обеспечение экономической безопасности – одна из важнейших функций государства. Эта проблема является производной от задачи обеспечивать экономический рост на каждой ступени развития общества. Конкретное ее содержание изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внешних и внутренних условий. На сегодня категория «экономическая безопасность» – составная и неотъемлемая часть современной экономической науки, она имеет свой предмет и специфические методы исследования. Она интересна тем, что гарантирует развитие и устойчивость экономики. Таким образом, экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства.
Сегодня экономическая безопасность рассматривается, в основном, с позиций национальной экономики, в то время как, региональная составляющая изучена недостаточно полно, ввиду того, что все регионы имеют различный уровень развития, обуславливающий их уникальность, в связи с этим возникает проблема формирования эффективного механизма обеспечения экономической безопасности для регионов России, без решения которой, невозможно обеспечение должного уровня экономической безопасности отдельного региона, а следовательно, экономической и национальной безопасности страны в целом.
Для оценки обеспечения экономической безопасности используют различные методики отечественных и зарубежных авторов, но наиболее распространенной является методика сравнения макроэкономических показателей с их пороговыми значениями, разработанная С.Ю. Глазьевым для оценки национальной экономической безопасности.
Данная методика адаптирована для регионов различными авторами. Так И.. Новикова и .И. Красников используя систему показателей региональной экономики, сопоставляют их с значениями, с целью выявления возможных угроз нарушения равновесия развития составных региональной системы последующим наступлением явлений [1]. Авторы предлагают проводить анализ в следующих сферах: производственной, , продовольственной, финансовой и . При этом социальная сфера имеет особое значение.
Следует отметить, что Белгородская область находится в группе лидеров по уровню социально-экономического развития среди субъектов Центрального федерального округа. А по уровню качества жизни на протяжении трех последних лет устойчиво занимает шестую позицию по данным «РИА » медиагруппы МИА «Россия сегодня» среди субъектов Российской Федерации после г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской области, республики Татарстан, Краснодарского края, что несомненно высокий и уровень социально– развития региона [2, 9].
Важным индикатором социальной сферы является показатель доступности жилья в регионе, т. е. возможности его приобретения. Данный показатель в современном обществе является значимым фактором экономической безопасности и стабильности.
Современное состояние градостроительства в Российской Федерации предопределено совокупностью природно-географических, исторических, геополитических и социально-экономических факторов.
В 2014 году Белгород как административный центр Белгородской области отметил 60-летие. За это время Белгород из заштатного районного 30-тысячного городка превратился в современный благоустроенный 379-тысячный промышленный, деловой, научно-образовательный и культурный центр. Сейчас Белгород – это динамично развивающийся город, в облике и жизни которого гармонично переплетены элементы старины и современности, культуры и науки, классики и новаторства.
Рынок жилой недвижимости Белгорода является одним из наиболее устойчивых региональных рынков РФ. Активное жилищное строительство началось в последнее десятилетие прошлого века, и не сбавляет темп до сегодняшнего дня. За последние двадцать лет город неузнаваемо изменился. В Белгороде появились весьма выразительные жилые здания и комплексы. Жилищное строительство растет ввысь, приобретает элитно-комфортные черты [11, 12].
Проанализируем степень доступности жилья в Белгородской области в динамике за 2013-2015 гг. (. 1).
Таблица 1
Степень жилья на жилищном рынке Белгородской области
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. |
23 734,7 |
25 371,5 |
27 907,1 |
|
Прожиточный минимум, руб. |
6 078 |
6 695 |
8 134 |
|
Среднедушевые доходы минус прожиточный минимум, руб. |
17 657 |
18 677 |
19 773 |
|
Возможная сумма накопления семьи в год, руб. |
423 768 |
448 248 |
474 552 |
|
Цена на рынке за кв.м. общей площади жилья, руб. |
на первичном |
52 931 |
54 621 |
50 275 |
на вторичном |
49 433 |
52 664 |
50 295 |
|
Стоимость типовой квартиры (54 кв.м.), руб. |
на первичном |
2 858 274 |
2 949 534 |
2 714 850 |
на вторичном |
2 669 382 |
2 843 856 |
2 715 930 |
|
Отношение стоимости жилья к возможной сумме накопления, раз |
на первичном |
6,7 |
6,6 |
5,7 |
на вторичном |
6,3 |
6,3 |
5,7 |
Рассчитано данным: [3, 5, 10].
В анализа за была взята 1 кв. метра среднего качества () на первичном и вторичном рынках. Площадь квартиры соответствует минимальным нормам общей площади на человека. Сделанные расчеты свидетельствуют, что в Белгородской области семья из 3 (2 взрослых и ) сможет отложить необходимую денежную сумму на жилье по условиям 2015 года 5,7 лет. При этом пороговое значение показателя отношения рыночной стоимости жилья к возможной сумме накопления (среднегодовому доходу семьи) в соответствии с методикой, разработанной И.. Новиковой и .И. Красниковым – 12 лет. Данный показатель свидетельствует о доступности жилья и отвечает на вопрос: сколько лет семье нужно работать, осуществляя расходы в пределах прожиточного минимума, чтобы приобрести квартиру [1]. При этом в Белгородской области данный показатель значительно ниже допустимого порогового значения.
Можно заметить, что для покупки квартиры на вторичном рынке потребуется меньше времени, чем на первичном рынке. Это связано, во-первых, с меньшей стоимостью 1 кв. м, т.к. цены устанавливаются их бывшими владельцами и не учитываются затраты застройщика, а во-вторых, это жилье уже готовое и зарегистрированное, в отличие от еще недостроенного жилья на первичном рынке [7, 8].
Жилищный фонд – важнейшее национальное достояние, в умножении и сохранности которого заинтересовано все общество. С течением времени происходит старение жилищного фонда, быстрый переход его в категорию ветхого и аварийного. По данным Росстроя, в настоящее время общий износ основных фондов в ЖКХ превысил 60 %, а четверть основных фондов уже полностью отслужила свой срок.
В сложившихся условиях реконструкция зданий является той областью строительной деятельности, которая позволяет наиболее рационально использовать ограниченные финансовые ресурсы для получения наибольшего социального и экономического эффекта. Решение проблемы реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда имеет важное социально-экономическое значение в области обеспечения граждан современным жильем. Это позволяет не только поддерживать фонд в удовлетворительном техническом состоянии, снижать размеры потерь по ветхости, но и предполагает значительный социально-градостроительный эффект обновления жилой среды, получение дополнительной жилплощади на застроенных городских территориях, а также качественное обновление самого жилья [13–15].
Если за «отношением жилья к сумме накопления» динамике, то значения в 2015 г. сравнению с 2013 . уменьшились на 12 и 7,2 , или на 15 % и 9,5% соответственно (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателя доступности жилья в регионе на первичном и вторичном рынках
за 2013–2015 гг.
На графике отражено снижение возможного срока приобретения жилья, что свидетельствует о росте доступности жилья в регионе. Главными критериями такого снижения является рост среднедушевых денежных доходов населения и снижение стоимости 1 кв.м. типовой квартиры. Таким образом, основными факторами, влияющими на показатель уровня жизни населения, являются денежные доходы населения, величина прожиточного минимума и показатель соотношения среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума, который за последние годы имеет положительную динамику роста.
За анализируемый период в 2014 г. наблюдался рост, а в 2014 г. происходило снижение показателя общей площади вводимого жилья. Динами этого показателя в 2013 г. составила 106,5 %, в 2014 г. – 113,5 %, в 2015 г. – 105,8 %.
В Белгородской области предпринимаются различные меры по решению «квартирного вопроса», в том числе в виде региональных программ. Так для Правительства Белгородской области актуальной задачей является формирование нового сегмента рынка жилья – жилья экономического класса, доступного группе населения со средними доходами по ценовым качествам и отвечающего современным требования по качественным характеристикам в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы».
Набирает популярность Федеральная программа «Молодая семья», действие которой с 2016 года продлено еще на 5 лет. Программа призвана оказывать помощь молодежи, живущей на территории Белгорода и Белгородской области, в приобретении своего жилья.
В соответствии с общегосударственными мерами поддержки российских молодых семей, правительство в значительной степени помогает им разрешить одну из самых насущных проблем – жилищную.
Данная программа осуществляется путем предоставления семьям, зарегистрированным на территории России, целевой денежной помощи, которая должна быть направлена исключительно на покупку или возведение собственного жилья.
Региональная программа «Молодая семья» в Белгороде и Белгородской области начала реализовываться еще в 2002 году. Она финансируется из средств местного и государственного бюджета, а также активного привлечения внебюджетных источников. На многих крупных предприятиях региона действуют свои системы помощи молодым сотрудникам, которые предоставляются вне зависимости от их участия в региональных или государственных социальных проектах. За время действия федеральной программы ею уже воспользовалось более 1000 жителей Белгородской области [4].
Также помощь в приобретении жилья оказывалась в рамках программ «Жилище», «Обеспечение молодых семей собственным жилищем» и «Обеспечение приобретения жилья молодым семьям в Белгороде и области», а в 2011–2015 гг. в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011–2015 годы».
Таким образом, для обеспечения экономической безопасности региона необходимо создание механизма защиты его национальных интересов в области экономики, представляющего собой систему управленческих процедур, позволяющих региональным руководящим органам своевременно и эффективно отражать возникшие угрозы [6].
Так как основные интересы общества отражаются через социальную сферу, то для создания достойных условий жизни населения необходимо осуществление эффективной социально-экономической политики, в первую очередь связанной с доступностью жилья, что требует роста инвестиций в жилищное строительство. При этом показатель доступности жилья необходимо понимать несколько шире, нежели просто способность его приобретения гражданами. Данную проблему необходимо рассматривать в совокупности трех составляющих, таких как: приобретения жилья в частную собственность, найма жилых помещений и оплаты текущих затрат, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией жилья. Поэтому требуется расширение оценки доступности жилья за пределы его покупки.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что постепенно повышается доступность приобретения жилья в России, в частности, в Белгородской области. Но, к сожалению, и сегодня далеко не для всех граждан жилье является доступным. В виду этого, недостаточно просто повышать платежеспособный спрос населения или предложение на рынке недвижимости, необходимо сбалансированное воздействие как на спрос, так и на предложение при ключевой роли соответствующей государственной политики.
1. Новикова И.В. Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Томского государственного университета. 2010. №330. С. 132-138.
2. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2015 года [Электронный ресурс]: РИА Новости: [сайт]. М. 2015. Режим доступа: http://ria.ru.
3. Белгородская область в цифрах 2016: Крат. стат. сб./ Белгородстат. 2016. 289 с.
4. Программа молодая семья в г. Белгород и Белгородской области [Электронный ресурс]: Молодая семья. Руководство по участию. Режим доступа: http://molodaja-semja.ru/.
5. Цены и тарифы [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области: [сайт]. Б. 2016. Режим доступа: http://belg.gks.ru/.
6. Черемисина Н.В. Экономическая безопасность как комплексная оценка социально-экономического развития региона // Вестник Томского государственного университета. 2013. №4 (120). С. 160-171.
7. Невзорова М.Ю., Дорохова Е.И. Оценка состояния экономической безопасности Белгородской области // Проблемы и перспективы инновационного развития агротехнологий: сб. материалов XX Международной научно-производственной конференции, Белгород: Изд-во: Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина (Майский), 2016. С. 350-352.
8. Дорохова Е.И., Слащева И.А. Оценка состояния экономической безопасности Белгородской области // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 140-летию со дня основания НИУ «БелГУ», (Белгород, 25 ноя. 2015 г.), Белгород: Изд-во ООО «Эпицентр» 2016, С. 65-68.
9. Dorokhova E.I., Moskovkin V.M., Kamyshanchenko E.N., Stepanenko S.N., Lesovaya S.L., Ospischev P.I., Yakovlev E.A. Evaluation of the innovation potential of the regions of the central federal district of the Russian Federation // International Business Management. 2015. Т. 9. № 6. С. 1112-1118.
10. Пьянкова А.В., Дорохова Е.И. Методические подходы к оценке влияния отдельных факторов на состояние и тенденции социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 386.
11. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митякина Н.А. «Качество жизни» применительно к малоэтажной застройке // «Строительство - 2012»: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Ростов н/Дону: Изд-во Рост. гос. строит. ун-та, 2012. С. 29-31.
12. Коренькова Г.В., Митякина Н.А., Черныш Н.Д. Градостроительная концепция развития и преобразования городской среды Белгорода // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сб. статей [Электронный ресурс], (СГАСУ, 6-10 апр. 2015 г.), Самара: Изд-во СГАСУ, 2015. С. 130-135.
13. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митякина Н.А. Реконструкция жилых зданий как форма содействия реформированию ЖКХ Белгородская область // Прошлое, настоящее и будущее: сб. ст. областной науч.-практ. конф., (Белгород, 22 дек. 2011 г), Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. Ч. 3. С. 39-43.
14. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митякина Н.А. Реконструкция объектов в рамках инвестиционных проектов в Белгороде // Эффективные строительные конструкции: теория и практика: сб. ст. XII Междунар. науч.-техн. конф., Пенза: Приволжский дом знаний, 2012. С. 51-53.
15. Коренькова Г.В., Митякина Н.А., Черныш Н.Д. Возрождение исторического облика центрального квартала Белгорода // Культурно-историческое наследие строительства: вчера, сегодня, завтра: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф., (Саратов, 13-14 ноя. 2014 г.), Саратов: Изд-во: Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, 2014. С. 48-53.