Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.71 Отраслевая структура экономики
ББК 6531 Экономика строительства
В статье анализируются некоторые проблемы экономики России, в том числе проблемы импортозамещения, возможные направления их решения, необходимость определения приори-тетов и приоритетных отраслей, в первую очередь, не конкурирующих на внешнем рынке. Ав-торами сделан акцент на строительной отрасли проблем импортозамещения: особенностей, проблем и перспектив решения. Исследованы некоторые особенности инвестиционной поли-тики России, а также разработаны направления ее корректировки.
импортозамещение, риски, приоритетные отрасли развития, санкции, система.
Введение. Проблема импортозамещения отнюдь не нова для современной России. Она нашла отражение в ряде положений, содержащихся в 7 указах Президента РФ и около 200 федеральных законов, которые регулируют вопросы национальной безопасности [1]. Однако, по-особому она зазвучала не так давно и остается актуальнейшей и сегодня. А связано это с тем, что вот уже более двух лет наша страна пребывает в условиях применения со стороны США и стран Евросоюза широкомасштабных санкций, коснувшихся в первую очередь, экономической сферы. Санкции, в целом, можно определить как меры ограничительного или запретительного характера, имеющие, как правило, экономическую направленность, и на первый взгляд, оказывающие исключительно негативное воздействие на субъект, в отношении которого они приняты. В результате применения США и странами Западной Европы в отношении нашей страны целого комплекса санкций, в том числе и экономического характера, ударивших наиболее сильно по экономике страны, можно говорить о признаках наступления экономического кризиса.
Методология. Следует отметить, что экономическими санкциями страны Запада стали пользоваться довольно давно. Экономические санкции уже вводились против Ирана, Сирии, Ливии, Кубы, Белоруссии (табл. 1).
Таблица 1
Зарубежный опыт введения экономических санкций
Международная организация |
Страна |
Санкция |
Совет безопасности ООН |
Иран |
Запрет на экспорт атомной, ракетной и части военной продукции, прямых иностранных инвестиций в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность. |
Европейский союз |
Иран |
Ограничения для Ирана во внешней торговле, финансовой сфере, энергетическом секторе и технологиях, запрет на страхование и перестрахование европейскими страховыми компаниями государства Иран и принадлежащих Ирану частных компаний. |
США |
Белоруссия |
Санкции против белорусских властей в связи с нарушениями прав человека в стране. США требовали, чтобы Александр Лукашенко ушел с должности Президента Беларуси, которую он занимает с 1994 года. |
США, Европейский союз, Швейцария |
Сирия |
Санкции были введены в мае 2011 года со стороны США, ЕС и Швейцарии против режима Башара Асада. |
Совет безопасности ООН |
Ливия |
Эмбарго на торговлю оружием с Ливией, замораживание счетов ливийских политиков, запрет на въезд в государства-члены ООН Муамарра Каддафи и его семьи. |
США |
Куба |
Полное экономическое эмбарго более 50 лет. |
Исходя из истории применения санкций, введенные экономические санкции против России могут привести к потере рынков сбыта газа, и, как следствие, к многомиллиардным потерям. Российская Федерация может столкнуться с исключением из международных организаций, а также с прекращением сотрудничества с международными финансовыми учреждениями.
На сегодня, проблему импортозамещения Россия решает через установление сотрудничества со странами, не связанными обязательствами перед США и Европой, в том числе Юго-Восточной Азией, Южной Кореей, Малайзией и Китаем. У этих стран весьма разнообразный и привлекающий нас рынок оборудования и технологий, которые в нашей стране не развивались и были «заброшены». Взамен Россия может предложить сотрудничество в области атомной энергетики, космических технологий, в области вооружений, совместного освоения Арктики [2].
Основная часть. По мнению экспертов [3], решению проблем импортозамещения и повышения конкурентоспособности национальной экономики мешают:
• отсутствие масштабной целевой господдержки
• слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению;
• неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции;
• трудности с кредитованием производства;
• отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий;
• слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности;
• дискриминационные отношения между кредитными финансовыми организациями и предприятиями промышленности, нужно сделать денежные ресурсы доступными для бизнеса.
Для решения задачи импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных отраслей предстоит провести следующие меры государственной поддержки:
• замещение внешних источников кредита внутренними, создание суверенной финансовой системы;
• ликвидация дискриминационных отношений между кредитными финансовыми организациями и предприятиями промышленности (денежные ресурсы должны стать доступными для бизнеса).
За короткое время России предстоит сделать то, что при обычных условиях происходит гораздо дольше. Без мобилизационных усилий на всех уровнях власти и экономики это невозможно. Стране нужен большой объем ресурсов, высокая степень государственной поддержки и новые подходы государственного управления. Сейчас много выступлений, споров и мнений ведется по этой теме. Следует понять, что результат экономического развития страны будет зависеть от четкого плана действий и глубокого осмысления ситуации на всех социальных уровнях, включая каждого гражданина страны. Изменяющаяся национальная экономика требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной цели - выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места, способствовать совершенствованию отечественного инженерного образования. Поэтому центральным элементом промышленной политики должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций. Главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы существенно повысить инвестиционную привлекательность промышленности и, прежде всего, строительной отрасли. Попытки государства создать условия для появления собственных производств в строительной сфере не дискредитируют иностранных производителей, а защищают национальную экономику.
При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Основными критериями процесса импортозамещения в строительной отрасли должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо вообще является вопросом стабильности ресурсного обеспечения экономики, а значит, и экономической безопасности, в том числе в строительной отрасли. Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественных строительных материалов, техники и механизмов, ослабления зависимости от поставок импортных товаров для этой отрасли экономики.
Анализ свидетельствует об активизации процессов импортозамещения в РФ. Так, по данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) импорт цемента, кирпича и черепицы в первом квартале 2015 года сократился до 2–3 % от общей потребности. В 2014 году этот показатель составлял 10–12 %. По сравнению с 2014 годом совокупный импорт цемента уменьшился более чем на 80 %, черепицы – на 60 %, кирпича на 80 %.
При этом, собственное отечественное производство кирпича выросло за 2014 год на 20 % [4]. способна уже в ближайшие 5-7 лет обеспечить более 10–15 % роста производства строительных материалов. Хуже обстоит дело с выпуском спецтехники для строительной индустрии. Доля импортного оборудования в производстве стройматериалов по данным того же Рейтингового агентства строительного комплекса, достигает 90 % [4].
Выпуск качественной конкурентоспособной продукции, снижение импортоемкости производства и объемов некритического импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ. Полностью отказаться от импортной продукции невозможно, но всерьез задействовать спящий ресурс импортозамещения стоит. Здесь есть варианты - либо самостоятельно организовывать новые производства, либо привлекать инвесторов. В современных условиях любая попытка замещать весь импорт - это утопия, особенно в условиях ВТО, при этом проблема импортозамещения не должна решаться в ущерб качеству строительства как промышленных объектов. В настоящее время РФ необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения, так и в жилищном строительстве.
Второе направление охватывает импортные строительные материалы, агрегаты и механизмы, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. «Наиболее сложная ситуация складывается с инженерным оборудованием, применяемым при строительстве объектов жилой и коммерческой недвижимости, машин и агрегатов, премиальных отделочных материалов, а также оборудования и линий по производству самих стройматериалов, – отметил Евгений Ортин, маркетолог-аналитик НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга». Он подтвердил, что доля импортного оборудования в производстве стройматериалов достигает 90%. В то же время, в зависимости от размеров компании, доля импортной составляющей достаточно сильно варьируется. Так, импортозависимость в области стройматериалов имеет наиболее низкий уровень у крупных предприятий, специализирующихся на капитальном и дорожном строительстве. Для сравнения: в дорожном строительстве доля импортного оборудования и автотранспорта превышает 70 %, при прокладке внутренних инженерных сетей и электромонтаже доля импорта – не менее 44 % [4].
Комитет по строительству Санкт-Петербурга, например, составил приоритетный список импортного оборудования, которому необходимо найти отечественные аналоги либо начать собственное производство, замещая импортные товары. В это список вошли такие важные строительные агрегаты, техника и технология, как: системы отопления (балансировочные клапаны с ручной и автоматической настройкой), источники бесперебойного питания от 100кВА, насосы, фильтры для бассейнов, системы кондиционирования воздуха и многое другое [4]. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.
Вопросы разработки и производства инновационных строительных материалов, развития предприятий-производителей строительных материалов и техники обсуждались на 2 декабря 2015 года в Екатеринбурге на окружном совещании по вопросам развития промышленности строительных материалов Уральского федерального округа, организованное Ассоциацией «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ), при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в УФО Игоря Холманских и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. В работе совещания приняли участие представители органов власти субъектов УФО, руководители крупнейших компаний отрасли, эксперты и представители научного сообщества. Вице-президент компании ТехноНИКОЛЬ Евгений Войлов выступил на мероприятии с презентацией, посвященной актуальным аспектам импортозамещения в производстве строительных материалов. В своем выступлении Евгений рассказал об основных трендах развития отрасли и необходимых решениях, принятие которых позволит увеличить долю отечественных материалов на внутренних рынках, а также будет способствовать развитию экспортного потенциала строительной отрасли. Среди ключевых проблем, с которыми сталкиваются производители строительных материалов, эксперт ТехноНИКОЛЬ назвал недостаток сырья для производства полимерных строительных материалов, сохранение проблем с применением импортозамещающей продукции на объектах капитального строительства, строящихся за счет средств бюджета. «На наш взгляд, для импортозамещения необходимо развивать институт ответственности производителя, как основу высокого качества продукции, внедрить применение российских строительных материалов на объектах, строящихся за счет средств бюджета, при наличии российского аналога, формировать программу развития качественной сырьевой базы для импортозамещающего выпуска полимерных строительных материалов. Но нельзя забывать и про экспортный потенциал отрасли. Субсидирование затрат на адаптацию российской промышленной продукции на зарубежных рынках (испытания, сертификацию) может стать реальным инструментом увеличения экспорта строительных материалов», - отметил Евгений Войлов [5]. И это направление импортозамещения в строительной отрасли России уже приносит свои плоды. Так, построенные по программе импортозамещения новый завод ТехноНИКОЛЬ в Хабаровске с августа 2016 года начал поставки негорючей теплоизоляции в 12 регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. Первым зарубежным регионом сбыта для нового предприятия стал Китай. ТехноНИКОЛЬ удалось выиграть конкурс на поставки базальтовой теплоизоляции для крупнейшего объекта - Шанхайской табачной фабрики. Кроме того, в прошлом году состоялась первая поставка хабаровского утеплителя в Канаду для международного производителя сэндвич-панелей. Сейчас компания ведет переговоры о поставках каменной ваты в Японию. В отдаленной перспективе ТехноНИКОЛЬ планирует выйти с продукцией своего нового предприятия на рынки Кореи, Монголии и Вьетнама.
Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении - сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения.
Критерием устойчивого развития отечественной экономики является её сбалансированность по экспорту, импорту и внутреннему производству и потреблению. Если доля импорта, какого-либо стратегически или социально важного товара в необходимом внутреннем потреблении превышает 20-25 %, то возникает угроза для национальной и экономической безопасности. А в обеспечении отечественной строительной индустрии специальной техникой импорт почти стопроцентный. Очевидно, что в случае глубокого мирового финансово-экономического кризиса, различного рода форс-мажорных обстоятельств, более устойчивой является сбалансированная экономика, в которой как экспорт, так и импорт стратегически важной продукции не превышают четверти от национального производства. На данном подходе и следует строить решение проблемы импортозамещения, поскольку сегодня наша страна импортозависима даже в стратегических оборонных отраслях, не говоря уже о других сферах экономики.
В связи с этим основными задачами Правительственной комиссии по импортозамещению являются:
– обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по разработке основных направлений государственной политики в сфере импортозамещения;
– разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере импортозамещения, а также контроль реализации мероприятий по указанным основным направлениям;
– рассмотрение предложений, направленных на создание условий для эффективной реализации государственной политики в сфере импортозамещения;
– рассмотрение вопросов осуществления и совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации государственной политики в сфере импортозамещения;
– рассмотрение вопросов осуществления долгосрочных программ развития и инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций с государственным участием в части реализации государственной политики в сфере импортозамещения;
– определение мер, направленных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в промышленной продукции российского производства;
– определение основных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности проектов в сфере импортозамещения;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию производства товаров, работ и услуг, не имеющих российских аналогов и признанных приоритетными в целях импортозамещения, с учетом потребности соответствующих отраслей экономики;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, касающейся разработки государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, иных документов стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации в целях создания условий для реализации проектов в сфере импортозамещения товаров, работ и услуг (за исключением продукции машиностроения).
Выводы. Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета целевых, займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Правда, бюджет его не так велик: 20 млрд. руб., притом, что, по данным фонда, с января по апрель 2015 года поступило более 800 заявок на общую сумму порядка 280 млрд. руб. от разных компаний, в том числе задействованных в строительной индустрии. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от пяти до семи лет по ставке 5 % годовых. Предприятия-заемщики должны соответствовать ряду требований:
• иметь положительную кредитную историю;
• сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
• финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.
Таким образом, Правительство РФ было вынуждено увеличить расходы на поддержку компаний, пострадавших от санкций. Источниками средств для пострадавших компаний является Фонд национального благосостояния и пенсионные накопления граждан.
1. Симоненко М. В. Проблемы импорто-замещения в России в условиях экономиче-ских санкций США и Западной Европы // Мо-лодой ученый. 2015. №19. С. 423-426.
2. Демененко И.А., Папанова О.А. Реин-жиниринг менеджмента компании через призму социального консалтинга // Вестник Белгородского государственного технологи-ческого университета им. В.Г. Шухова. 2016. №6. С. 235-237.
3. Кравченко Е.Ю. Разработка маркетин-говой стратегии организации // Белгородский экономический вестник. 2014. №4 (76). С. 117-127.
4. Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А., Ма-нин А.В. Инвестиционно-инновационный по-тенциал региона: сущность, значение, импакт-факторы и способы оптимизации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2 (50). С. 127-131.
5. Миславский А. Количественное управ-ление эффективностью // Нефтегазовая верти-каль. 2007. № 22. С. 28-33.
6. Герасименко О.А., Авилова Ж.Н. Клю-чевые бизнес-компетенции как экономическая категория // Вестник Белгородского государ-ственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. №6. С. 273-277.
7. Дорошенко Ю.А., Малыхина И.О. Пер-спективы инновационного развития высших школ в современных условиях // Белгород-ский экономический вестник. 2015. №2 (78). С. 3-8.
8. Верижникова Н.В. Импортозамещение в России // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. №3. С. 274-277.
9. Зуборева Н.В. Импортозамещение в различных отраслях национальной экономики // Электронный научный журнал. 2016. №10. С. 47-51.
10. Gulei I.A., Smolenskaya O.A., Shavyrina I.V., Shapovalova V.A. Conceptual bases of formation client-oriented organizational culture of the high school // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Volume 6. Issue 3(13). P. 551-559.