с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены структурные компоненты гражданственности как интегрального социального качества личности. Вопросы гражданства вот уже не первое десятилетие после распада СССР остаются среди одних из самых важных в государствах – бывших республиках СССР. Эти вопросы, прежде всего, возникают в связи с затянувшимся формированием институтов гражданского общества в странах бывшего СНГ и, прежде всего, в России.
гражданственность, структура гражданственности, критерии гражданственности.
Вопросы гражданства вот уже не первое десятилетие после распада СССР остаются среди одних из самых важных в государствах – бывших республиках СССР. Эти вопросы, прежде всего, возникают в связи с затянувшимся формированием институтов гражданского общества в странах бывшего СНГ. Зачастую «гражданственность» личности понимается не столько как социальная категория, а скорее как политическая, на что обратил внимание исследователь Л.Г. Гареева [1]. К примеру, в учебном пособии по социологии С.В. Назаренко гражданственность личности определена скорее как военно-политическое качество [2].
Ю.Н. Никифоров, А.Н. Скалина так систематизирует понятие гражданственности: как общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государству и обществу. В это явление включены уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй, законопорядок, как классовую, пролетарскую солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма; как интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [3]. Поэтому очень важна качественная постановка вопроса о сущности гражданственности.
А. Кротенко предложила выделять такие уровни гражданственности (по степени гражданской активности): I уровень – гражданские качества (ответственность, сознательность, совесть); II уровень – гражданская позиция (определенное отношение человека как гражданина к происходящему вокруг него); III уровень – гражданская компетенция – механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства. Данная компетенция имеет 3 аспекта: когнитивный (готовность овладеть знаниями, необходимыми для того, чтобы обеспечить гражданственность: об устройстве политической и экономической систем и т.п.), процедурный (знания и способности, необходимые для активной реализации прав и обязанностей) и гражданский (наличие навыков, способностей, необходимых для практического воплощения своих знаний) [4].
Также ею предложена другая многоуровневая структура гражданственности, опираясь на критерий сформированности гражданственности: низкий – гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается неотчетливо, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина. Средний – гражданская позиция качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина. Высокий – гражданские качества сформированы, активная гражданская позиция, высокая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина [там же]. Считаем данный критерий несколько аморфным, размытым, трудно выявить четкую грань между «низкой» готовностью и «частичной» готовностью.
Рассматривая гражданственность как интегральное социальное качество личности, предлагаем собственную структуру и разработанные нами критерии. Выделим интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практико-деятельностный компоненты в структуре гражданственности.
К первому, интеллектуальному, компоненту гражданственности мы относим совокупность гражданских знаний, т.е. систему знаний о государстве, правах и обязанностях граждан. Система гражданских знаний – сложное образование, от простых знаний о гражданственности и патриотизме до широких морально-политических обобщений, совокупность которых мы назвали «гражданским мышлением», которое базируется на уважении национальных и общечеловеческих ценностей, прав, законности и нравственности. Под гражданским мышлением мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, выявлять их взаимосвязь и противоречивость.
Интеллектуальный компонент содержания категории «гражданственность» является базой для второго, более сложного – эмоционально-ценностного, где закладываются гражданские убеждения – более сложный элемент гражданственности. Второй компонент гражданственности – это гражданское самосознание, состоящее из гражданских убеждений и гражданской позиции личности. Гражданские убеждения отражаются в гражданской позиции личности. Гражданская позиция проявляется в устойчивости взглядов, убеждений и основывается на мировоззрении и гражданской убежденности личности, единстве гражданских мотивов и поступков, знаний и убеждений.
Гражданские убеждения являются результатом сложного процесса, в ходе которого знания человека формируют глубокие внутренние мотивы и стимулы действия. Здесь необходимо учитывать специфику процесса формирования убеждений, так как он базируется на социальных установках и ценностных ориентациях личности, затрагивает мотивационную и эмоциональную сферы.
Третьей составной частью гражданственности мы выделяем практико- деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать гражданские убеждения в жизни. Мы полагаем, это наиболее сложный компонент, проявляющийся в так называемом, «социальном действии»: общественно-политической активности, соблюдении и выполнении гражданских обязанностей из чувства осознанной необходимости.
Социальное действие как гражданское поведение есть конечный результат гражданского воспитания. Гражданское поведение выражается в гражданской ответственности и гражданской активности личности. Гражданская ответственность выступает мерой готовности человека к выполнению гражданского долга и является, как мы считаем, стержневым компонентом гражданственности.
Обобщая вышесказанное, мы делаем вывод, что в структурном отношении гражданственность – это сложное социально-психологическое явление, выражающееся: а) в знании и оценке личностью своего положения в обществе и государстве; б) в совокупности гражданских чувств и качеств личности, с помощью которых она закрепляет свое положение гражданина; в) в социально значимой деятельности как гражданина. Уровень гражданской зрелости индивида – величина векторная, состоящая из нескольких компонентов, каждый из которых подлежит самостоятельному изучению и качественному анализу. Степень образованности не может служить критерием гражданской зрелости. В реальной жизни мы встречаемся с различным уровнем сформированности гражданственности, для определения которого важно влияние не столько знаний, сколько интересов, установок, ориентиров, которые лежат в основе гражданской активности и гражданской ответственности личности. Это связано с тем, что полная реализация гражданских качеств возможна лишь на началах глубокого личного убеждения в ценности социально-правовых принципов.
Проблема критериев сформированности того или иного качества личности в целом – одна из наиболее сложных и является предметом острых споров в современной социологической и психолого-педагогической литературе (Т.К. Ахаян, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Т.Н. Мальковская, И.И. Монахов). Нашей задачей было найти объективные, внешние показатели и, выбранные нами критерии отражают всю сложность и многоаспектность исследуемого нами понятия. Вопрос о градации шкал, о выделении критической точки отсчета также является спорным: чаще всего исследователями выделяются от грех до пяти уровней, реже два или более шести. Мы выделили интеллектуальный, эмоционально-ценностный, практико-деятельностный критерии, каждый из которых рассмотрели в показателях проявления. Все показатели имеют трехуровневую градацию, все три уровня взаимосвязаны друг с другом (см. табл. 1).
Таблица 1
Шкала критериев и показателей сформированности
гражданственности личности
критерии |
признаки |
проявления |
сформированности |
|
|
уровни |
|
|
I |
II |
III |
интеллектуальный |
Высокий уровень гражданского мышления; широкие морально-политические обобщения; познавательная активность |
Частичное усвоение системы знаний о государстве, правах и обязанностях гражданина; частичные морально-политические обобщения; познавательная активность |
Простые знания или часто отсутствие знаний о гражданственности и патриотизме, отсутствие гражданского мышления, непонимание сущности гражданства, отсутствие познавательной активности |
Эмоционально-ценностный |
Глубокая гражданская убежденность, осознание гражданских знаний как общественно и личностно необходимых; активная гражданская позиция; воспитание гражданской культуры |
Фрагментарная гражданская убежденность; пассивная гражданская позиция; не проявление гражданской культуры |
Информационное овладение гражданскими знаниями без понимания их социально-личностного значения; отсутствие гражданской позиции; отсутствие гражданской культуры |
Практико-деятельностный |
Правильное поведение в экстремальной ситуации, близкие к гармоничному; сочетание личных и общественных интересов; высокая гражданская ответственность за выбор профессии |
Пассивность, отсутствие гражданской активности; частичная гражданская ответственность, выбор профессии |
Часто антисоциальное поведение; отсутствие гражданской ответственности, в том числе за выбор профессии |
Таким образом, общественная значимость точного определения гражданственности очень высока в настоящее время: для развития российского общества необходимо воспитание у его членов качеств, входящих в понятие «гражданственность», но эта потребность сдерживается научно-методической неразработанностью. Более подробно по структуре гражданственности и проблемам формирования гражданственности личности смотрите работы автора [5, 6].
1. Гареева Л.Г. Феномен гражданственности жителей современного города [Электронный ресурс] / Л.Г. Гареева. - URL: http://www.lib.csu.ru/vch/00/150.pdf
2. Назаренко С.В. Социология Электронный ресурс : учебное пособие. 2-е изд-е / С.В. Назаренко. - СПБ.: Питер, 2009. - URL: https://books.google.ru/books?id=s8lLDAAAQBAJ&pg=PA182&lpg=PA182&dq=гражданственность+социология&source=bl&ots
3. Никифоров Ю.Н., А.Н. Скалина. О понятии «гражданственность» [Электронный ресурс] / Ю.Н. Никифоров, А.Н. Скалина // Вестник Башкирского университета. 2007.Т.12. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-ponyatii-grazhdanstvennost
4. Кротенко А. Понятие гражданственности и ее развитие через волонтерство [Электронный ресурс] / А. Кротенко // Лаборатия социальных инноваций. - URL: http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/
5. Титова Е.Н. Становление гражданского мышления и гражданской позиции студентов средствами гуманитарных дисциплин в ВУЗе [Электронный ресурс] / Е.Н. Титова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=652712
6. Титова Е.Н. Педагогическая система формирования гражданственности студентов в учебном процессе педагогического вуза / Е.Н. Титова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=652714