«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (федеральное государственное бюджетное научное учреждение, главный научный сотрудник)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены обобщенные результаты круглого стола, состоявшегося 16 мая 2017 г., инициированного рядом общественных организаций при поддержке Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, рассмотрены подходы к развитию современных детско-юношеских общественных организаций.
общественные организации детей, пионерские организации, формы самоорганизации детской жизни, социальная активность подрастающего поколения.
19 мая 2017 г. исполнилось 95 лет со дня принятия решения о создании Всероссийской пионерской организации на конференции российского коммунистического союза молодёжи. Звучало оно следующим образом: «…Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и о применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет: распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ, под руководством ЦК». Дата принятия этого решения – 19 мая 1922 г., которая с 1957 г. после 8 пленума ЦК ВЛКСМ «О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В.И. Ленина» стала днём рождения пионерии и вошла в календарь праздничных дат.
Накануне празднования 95-летия пионерии по инициативе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых; Международного союза детских общественных объединений «СПО–ФДО»; Московского городского совета ветеранов пионерского движения; Педагогического общества России 16 мая 2017 г. в учреждении дополнительного образования города Москвы Дворец детей и молодежи «На Стопани» состоялся круглый стол, целью которого стало обсуждение вопросов, связанных с празднованием 95-летия пионерии, как значимой памятной даты Российской истории, как события, объединяющего мечты прошлого, настоящего и будущего о мире Детства без границ, возможностью объективного анализа наследия и современного социального капитала пионерии через призму востребованности и перспективности для развития современного общественного движения детей и юношества.
Экспертами круглого стола являлись исследователи, ветераны пионерского и детского движения, научные сотрудники, представители детской прессы, лидеры современных детских общественных объединений.
Среди них:
Алиева Людмила Владимировна, ведущий научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», д-р пед. наук, профессор.
Балясная Любовь Кузьминична, организатор комсомольского и пионерского движения в СССР, секретарь ЦК ВЛКСМ, председатель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (1958 – 1964 гг.), зам. министра просвещения РСФСР (1964–1987 гг.); канд. пед. наук, член ЦС Педагогического общества России.
Бутузов Александр Анатольевич – председатель Центрального совета Педагогического общества России.
Володина Галина Васильевна – председатель Московского городского совета ветеранов пионерского движения, канд. пед. наук.
Волосовец Татьяна Владимировна – директор ФГБНУ Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, канд. пед. наук, профессор.
Круглов Владимир Витальевич, канд. пед. наук, доцент Московского городского педагогического университета, руководитель детского объединения «Сигнальщики».
Кульпединова Марлена Евгеньевна, канд. пед. наук, старший научный сотрудник, заместитель начальника Управления координации научных исследований ФГБУ «Российская академия образования».
Куранина Надежда Михайловна, директор Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара», председатель Московского регионального отделения Российского движения школьников.
Лебедев Дмитрий Николаевич, координатор Московского городского Совета пионерской организации, учитель истории 259 школы г. Москвы, канд. пед. наук.
Фришман Ирина Игоревна, заместитель председателя, директор Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, д-р пед. наук, профессор.
Состоявшийся круглый стол позволил определить приоритеты развития общественной активности юных граждан.
Больше девяти десятилетий, прошедших с момента признания целесообразности опыта общественной жизни для подрастающего поколения – это определенный исторический водораздел, который совпал со временем демократических изменений в России в 90-х годах XX в. Исторический путь, пройдённый пионерией, объединившей всех детей Советского Союза, до сих пор является актуальной темой для межпоколенного диалога в интересах детей, поводом для серьёзной научной и социально-педагогической дискуссии в обществе, основанием для консолидации позитивных общественных сил.
За прошедшие 27 лет после принятия решения X слёта пионерии в Артеке «О преобразовании Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина в Союз пионерских организаций – Федерации детских организаций и признание его правопреемником ВПО имени В.И.Ленина» накоплен богатый опыт развития детской инициативы поддержки интересов и потребности детей, способствующих их позитивной социализации.
Это не случайно. Развитие российской государственности и гражданского общества предопределят те, кого сегодня называют детьми и кто составляет достаточно многочисленную и перспективную часть сегодняшнего населения страны. Заказ общества и государства на становление социально активной личности объективно и на самодеятельных началах выполняют общественные объединения детей.
Современные детские объединения это начальная ступень демократии, исток гражданского общества, зачаток творческого потенциала каждого человека, это организованная (и не только взрослыми!) социальная активность детей, различающаяся содержанием, направленностью деятельности определенных видов объединений и организаций, степенью их скоординированности. Новые явления в детском движении связаны с тенденциями усиления в нем общественных начал, превращения общественных формирований в самостоятельные общественные структуры; становления правовых основ функционирования общественных объединений; развития форм государственной поддержки организованной социальной инициативы и активности детей, в значительной мере вызванные нынешним отношением государства и взрослого сообщества к детскому движению. С другой стороны, новые процессы в самом движении характеризуются тенденциями развития в нем демократических и гуманистических начал, массового использования программно-вариативного подхода как ведущего механизма реализации целей, задач и содержания уставной деятельности; создания новых общественных формирований на основе действующих в организациях программ.
Вместе с тем активизацию процесса развития детских общественных объединений, укрепления, возрастания их влияния на детскую среду сдерживает дефицит поддержки со стороны общества и государства, что по сути означает неэффективное использование в массовой практике потенциала, предпочитаемого самими детьми, социального института – детские общественные объединения.
Причина, на наш взгляд, отсутствие продуманной политики государства в этой области, прежде всего, недооценка важности сохранения самодеятельного характера деятельности объединений. Под самодеятельностью следует понимать осознанную и добровольную реализацию участниками своих потребностей и целей в деятельности детских объединений в соответствии с ценностями гражданского общества.
Реальная потребность детей в участии в деятельности общественных объединений (по результатам различных исследований до 70% подростков указывают на это), социальная и государственная ценность объединений как организованной позитивной социальной активности детей, специфические воспитательные возможности самодеятельных детских сообществ, необходимость обеспечения действенной государственной поддержки детских общественных объединений особо актуализируют детское движение как важную экономическую, политическую, социальную проблему.
В этой связи необходимо изучить педагогический феномен такого взаимодействия детей и взрослых, при котором ребенок постепенно становится субъектом собственного развития, то есть начинает осознанно и добровольно заниматься саморазвитием. То, что большая часть населения страны не готова жить в рыночных условиях, а именно нести ответственность за результаты своего труда и уровень своего благосостояния, свидетельствует об отсутствии субъектных проявлений. Это требует выработки приоритетных направлений государственной поддержки, которые, с одной стороны, учтут запросы и проблемы сегодняшних объединений, а с другой – объективно оценят эффективность форм государственного влияния на детскую организацию, и адекватность их новому устройству страны. Данная проблема – государственная, имеющая конкретное, в том числе и педагогическое, решение.
Современные детские общественные объединения в своем большинстве – это не что иное, как живое детско-взрослое сообщество (частица социокультурной среды, явление гражданского общества), которое живёт и действует благодаря своей социально значимой миссии, расширенному влиянию на детскую среду, сочетанию индивидуального и коллективного видов творчества, использованию технологий подготовки лидеров детских общественных объединений.
История детского движения, оформившегося в начале ХХ в., и охватившего миллионы детей и подростков всех стран мира спустя столетие, развивается по спирали.
Особенности становления и формирования идей детского движения в России описаны во многих научных источниках: многообразие форм самоорганизации детской жизни, сменившееся организационным оформлением единой пионерской организации детей под руководством политической партии взрослых; естественный и закономерный распад этой монополии на детство в начале 90-х годов ХХ в., повлекший за собой создание десятков и сотен общественных организаций, участники которых были долгое время лишены материальных условий, методического и педагогического обеспечения, но находились в постоянном поиске научных практических основ добровольного объединения детей и взрослых.
90-е годы ХХ в. стали точкой отсчета качественных преобразований в детском движении на всех уровнях взаимодействия государства и общества в контексте реализации основных положений Конвенции о правах ребенка: правовом, экономическом, содержательно-деятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Эти же тенденции характерны и для мирового детского движения. Оно стало рассматриваться как движение в интересах детей.
Современное детское движение необходимо рассматривать как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических условий общества. Детские общественные организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. В отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности целях детских общественных организаций и объединений, заложена высокая нравственная составляющая. Особенности организационного строения детских организаций связаны с реализацией следующих содержательных положений:
- уважение к личности, ее правам;
- развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации;
- формирование у детей и подростков опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству;
- повышение уровня гражданской социальной ответственности в коллективных формах деятельности.
Основы явления «детское общественное объединение» составляют устойчивые взаимообусловленные связи:
- с целью создания условий и реализации прав, декларированных в совместно принятых документах, ориентированных на правила совместной жизнедеятельности;
- с целью духовной регуляции (участники детского объединения придерживаются общих норм, ценностей, принципов поведения);
- с целью координации в рамках социальной группы (детское объединение институализируется и приобретает управляемый характер).
Односторонний взгляд на детскую организацию или общественное объединение детей, как систему исключительно воспитательную, существенно ограничивает возможности социально-педагогических потенциалов детских объединений и организаций.
Социально-педагогический потенциал детских общественных объединений представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина.
Признавая и защищая реальное право каждого ребенка на объединение со сверстниками, закрепленное Конвенцией о правах ребенка, учитывая 27-летний опыт деятельности Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), можно оценивать решение о его создании, принятое делегатами X слета пионеров в Артеке исторически обоснованным и оправданным. Последующие ассамблеи, сборы, встречи представителей СПО-ФДО, международные форумы лидеров детских общественных объединений неоднократно подтверждали правильность выбранного пути.
За годы совместной работы лидеры детских общественных объединений убедились, что определяющими условиями развития детской общественной организации являются – учет интересов и потребностей детей, предоставление каждому возможностей для самореализации, продуманная деятельность органов самоуправления, защита интересов всех членов организации, доверие лидерам организации.
Каждый вступивший в детскую общественную организацию является субъектом собственного развития в специфических условиях, связанных с национальной, культурно-этнографической, социальной средой. Забота и внимание к проблемам позитивного социального становления формирующейся личности, неуклонного роста лидерского и творческого потенциала ребенка, возможность самостоятельного выбора той или иной формы объединения позволяют сохранять многообразие организационных форм детской инициативы в едином международном союзе.
Положительно оценивания результаты деятельности предшественников, и критически анализируя опыт, созданный усилиями всех детских общественных объединений в двадцатом веке, видим губительность для судеб детских организаций единообразия, глобализма, монополизма, массового охвата детей без учета их интересов и потребностей. Противовесом этим негативным явлениям выступают четкость, ясность, конкретность содержания их деятельности.
Вариативно-программный подход, утвердившийся в практике деятельности детских общественных объединений, позволяет направить усилия детей и взрослых на решение приоритетных задач в осуществлении защиты прав ребенка, которые заключаются:
- в оказании помощи ребенку в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;
- в создании условий для расширения опыта межнационального общения детей разных национальностей;
- в формировании гражданской, патриотической позиции растущей личности возможностями детского коллектива;
- в обучении ребенка выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности.
Выявленные содержательные и организационные приоритеты позволяют СПО-ФДО успешно развивать международное сотрудничество детских общественных объединений, активизируя взаимодействие с международными (европейскими и региональными) организациями и институтами, расширять программы обменов и вести поиск различных форм диалога в интересах детей. Подтверждением этому, в частности, является фестиваль «Детство без границ», ежегодно проводимый СПО-ФДО в Москве, благодаря объединению усилий единомышленников.
Уважая традиционные и поддерживая новаторские подходы к организационному строению существующих сегодня различных детских сообществ, историческая миссия СПО-ФДО заключается:
- в сохранении опыта лучших пионерских коллективов;
- в развитии системы взаимозависимости и баланса, содержательного наполнения детских интересов, влияния детских организаций на личность ребенка;
- в обеспечении преемственности деятельности детских и молодежных организаций, исходя из многообразия программ профильных объединений, ассоциаций, движений, входящих в Союз.
Сегодня важно не только активизировать деятельность первичных детских организаций и коллективов, но и целенаправленнее и эффективнее работать над созданием привлекательного имиджа детских объединений в обществе, оказывая разнообразную помощь лидерам создаваемых детских организаций, разрабатывая совместно с различными средствами массовой информации и коммуникации варианты очно-заочных акций, конкурсов, смотров, соревнований.
Наиболее актуальной при этом является проблема организационно-научного характера, связанная с изменением отношений к сущности взаимодействия государства и детских общественных объединений. Суть этих отношений можно представить следующим образом. Государство заинтересовано в активности и социальной лояльности подрастающего поколения, ребенку же необходимо пространство для самореализации. Следовательно, детские общественные объединения нужны государству и представляют собой поле самореализации детей самых различных социальных, этнографических, половозрастных групп населения. В идеале государство создает условия для существования самых различных детских общественных организаций, объединений и не вмешивается в их внутренние дела. Регламентировать же отношения двух сторон могут договора о совместной деятельности, которая необходима государству и посильна, интересна для участников детских общественных объединений.
Поставив задачу усилить влияние государства на подрастающее поколение, аппарат управления власти заинтересован в максимальном упрощении процесса управления, способного обеспечить интеграционные процессы, связанные с искусственным и формальным объединением существующих самостоятельных детских общественных объединений и организаций. Между тем историей доказано, что детское движение не может быть ни приватизировано, ни национализировано. Его идеи не могут прорастать вне детской среды, равно и не могут насаждаться сверху. Только доверием к детской инициативе и реальным включением детей и подростков в общественные процессы могут быть укреплены основы гражданского общества, сформулированы основы реальной общественной практики подрастающего поколения.
Тревожась и осознавая, что детская инициатива в реализации своих прав на объединение зависима от перемен в мире взрослых, СПО-ФДО готов предложить лидерам детских объединений надежную основу сотрудничества детских общественных объединений между собой и государством. Данная основа включает в себя договоренности, связанные с:
- подходами к управлению и взаимодействию,
- соподчиненностью и упорядоченностью при выполнении обязательств;
- контролируемостью выполнения принятых решений.
Предметом этих договоренностей могут быть следующие направления:
- привлечение молодых кадров и сохранение опытных специалистов – организаторов детского движения;
- внедрение в практику накопленного международного опыта работы с добровольцами, волонтерами;
- использование грантовой поддержки проектов и программ детских общественных объединений, направленных на интеграцию детей и подростков в общество;
- организация региональных, межрегиональных тренинг-семинаров, конференций, встреч для овладения специфическими средствами, присущими общественной детской организации.
В этом случае развитие и укрепление партнерских отношений в процессе взаимодействия с государственными органами управления образованием, молодежной политики, социальной защиты, расширят практику заключения многосторонних и двусторонних договоров для формирования эффективного механизма государственной поддержки молодежных и детских объединений.
В теоретическом плане это означает необходимость разработки учеными обширной, объективной многообразной аргументации значимости для ребенка участия в общественной деятельности, которая привлекательна для него, его сверстников и взрослых.
Именно поэтому современные научные исследования в сфере детского движения характеризуются многообразием концепций, противоречивостью понимания движущих сил развития движения, особенностей его участников, роли и места в структуре государства и общества. Тем не менее, можно зафиксировать три основных подхода к изучению процессов, происходящих в общественных объединениях:
- социологический – внимание концентрируется на изучении специфики форм общественной жизни детей, средств, способствующих овладению детьми социальным опытом, формированию определенной социальной позиции в окружающем мире, самореализации детей в статусе созидательного социального субъекта;
- институциональный – предметом рассмотрения является история детского движения как специфического социального института общества в его конкретных хронологических рамках, регионально-страноведческих, видовых, типологических структурах или в личностном аспекте (лидеры, руководители);
- науковедческий – выявление социально-экономических, политических, психолого-педагогических предпосылок, генезиса теории общественных движений детей, а также исследования историографического и источниковедческого характера.
Научный анализ тенденций, этапов развития и изучения истории детского движения, теоретическое осмысление наработанного, обобщение всего ценного позволяет скоординировать усилия всех заинтересованных ученых, современных исследователей системы институтов воспитания. Позитивные многолетние традиции в области детского движения свидетельствуют, что их проблематика может и должна строиться на широком междисциплинарном подходе, в рамках разных наук: социологии, философии, истории, педагогики, психологии, юриспруденции, демографии, этнографии, экономики и др. При этом исследования с позиции той или иной науки могут иметь как самоценное значение, так и входить в единый комплекс с другими.
Гармонизация отношений детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений, несомненно, является актуальным предметом и объектом научного поиска. Общественный характер объединения детей определяет возможность естественного сочетания личных интересов, социальных нужд подрастающего поколения с оформившейся стратегией российского государства и общества.
К числу принципиально новых теоретико-методологических проблем детского движения третьего тысячелетия необходимо отнести проблемы активности детей в условиях глобализации. Существует немало частных, не менее актуальных вопросов детского движения, которые балансируют между теорией и практикой, а в исследованиях – между теоретико-методологическими и эмпирическими уровнями познания.
Сегодня можно утверждать, что для исследователей детского движения нового века открылись уникальные возможности научного осмысления практики с целью разрешения сложившихся противоречий:
- между требованиями, которые предъявляет современная социальная ситуация к растущему человеку и неспособностью социальных институтов общества (в том числе и детских организаций, объединений) реализовывать свои социальные функции, способствующие выполнению этих требований;
- между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детских общественных организаций, объединений и отсутствием общепринятых на государственном уровне научных основ их деятельности в современных условиях;
- между сложившимися устойчивыми понятиями, принципами научных исследований, методами практической работы детских общественных объединений и потребностью современного детского движения в практико-ориентированных научных разработках и современном научном аппарате проводимых исследований в детской среде.
Созданный в 1991 г. Научно-практический центр СПО-ФДО является одним из немногочисленных центров, аккумулирующих усилия исследователей-общественников. За последнее десятилетие вокруг НПЦ СПО-ФДО сформировалась группа ученых и специалистов, ведущих активную работу, связанную с реализацией концепции социализации ребенка в детских общественных объединениях, обоснованием идеи детского общественного объединения, как особого социального института. НПЦ СПО-ФДО успешно сотрудничает с ЮНИСЕФ, другими неправительственными объединениями и организациями, но его усилий явно недостаточно.
Этим обосновывается необходимость создания совместной программы исследовательской деятельности ученых в следующих направлениях:
- поиск оптимальных основ взаимодействия детских общественных объединений, органов государственной власти;
- формирование технологий и принципов управления социальными процессами в детской и молодежной среде;
- обоснование методов работы с конкретными группами детей, находящимися в трудных жизненных ситуациях;
- анализ путей конструктивного диалога общества и власти в интересах защиты детей, дифференциации детских и молодежных групп, создающих условия для профилактики негативных влияний на детей и подростков.
Данные направления научного поиска, на наш взгляд, позволят обосновать тенденции развития детских общественных объединений в условиях всеобщей глобализации.
Следующей актуальной проблемой является поддержка социальных инициатив подрастающего поколения. Формирование активной позиции, составляющей основу лидерского потенциала личности, связано с наличием у нее позитивного отношения к жизни, готовностью взять на себя ответственность, развитием способностей к рефлексии, организаторских навыков, умением объединять людей для решения социально-значимых проблем.
Детские, творческие, образовательные и общественные объединения вносят существенный вклад в разностороннее развитие детей и подростков, и формирование у них гражданской позиции и правовой ответственности. Многообразие видов и форм общественной практики подрастающего поколения, закрепленное законом Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», по своей сути создает широкие возможности содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальный шанс каждому молодому человеку научиться осознанному выбору, сформировать и реализовать свой интерес, быть активным.
Проблема объединения усилий различных общественных объединений в интересах дальнейшего накопления подрастающим поколением лидерского потенциала, общая тревога за судьбы будущего, необходимость диалога и взаимодействия являются побудительными причинами научного и практического поиска.
Не случайно говорят, что молодое поколение является тем связующим звеном, которое помогает представителям старшего поколения изменить взгляды на жизненные проблемы и по-новому оценить опыт прошлого, создавая настоящее.
От инициативы юных граждан зависит мирное завтра и добрососедские отношения народов разных стран. В период всеобщей глобализации детские общественные объединения являются гарантами безопасности и утверждают, что у мира Детства нет границ, что его основные действия направлены на умножение и сочетание, а не на деление и вычитание.
Поможем же мы, взрослые, им в этом!
1. Волохов А.В. Искры добрых дел: научно-методическое пособие [Текст]/ А.В. Волохов - М - Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» СПО-ФДО, 2012. - 133 с.
2. Волохов А.В. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания [Текст]/ А.В. Волохов, И.И. Фришман// Ярославский педагогический вестник. 2012. - №2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 63-70.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Самоорганизация как перспективная возможность развития дополнительного образования детей [Текст]/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова// Вестник КГУ им. Н.А, Некрасова. 2014, - Том 20. - С.132-135.
4. Загладина Х.Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России [Текст]/ Х.Т. Загладина // Образовательная политика. - 2014. - №2 (64). - С.111-114.