РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие системы среднего профессионального педагогического образования в регионах реализуется в разных моделях. Умело сохраняя традиции, разумный консерватизм, система профессионального педагогического образования адаптируется, постоянно и своевременно изменяется, привлекая к сотрудничеству все большее число заинтересованных участников, стремится вовлечь в подготовку кадров ресурсы инновационных образовательных организаций. Повышение качества подготовки молодых специалистов и их квалификации является важнейшим субъективным фактором в контексте актуализации их образовательного и трудового потенциала.

Ключевые слова:
модели подготовки педагогических кадров дошкольных образовательных организаций в системе СПО, воспитатель дошкольного образовательного учреждения, дети дошкольного возраста.
Текст

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является самостоятельным уровнем общего образования, важность которого переоценить невозможно.  Дошкольные учреждения «…это самоё радостное, самое плодотворное и живое явление в системе народного образования. Отсюда льётся свет в современной педагогике, отсюда идут её лучшие идеи. Перестройка всей школьной системы в духе принципов дошкольного воспитания – это лучшее к чему можно стремиться» (В.В. Зеньковский).  И далее философ В.В. Зеньковский отмечает необходимость особого отношения к детям дошкольного возраста: «Часто думают, что достаточно любви к детям, чтобы хорошо вести их. Нечего и говорить, что это глубокое заблуждение, чем меньше дитя, тем больше оно требует к себе внимания, тем выше те требования, которые следует предъявить к воспитателю, Случайная даже ошибка в отношении малого дитя может нанести непоправимый вред ему» [1.с.127]. Для будущего воспитателя важно понимать и осознавать значение  педагогического феномена детства, его самоценной сущности, важности для всей последующей жизни ребёнка. Одна из главных задач педагогики – «осмыслить и обосновать, можно сказать "оправдать" веру в детскую душу. Только та педагогическая система, в которой получает свой надёжный смысл эта вера, правильно освещает самую "суть" воспитания» [1.с.233]. Кроме того для современного воспитателя  важнейшим направлением работы является  пробуждение в ребёнке инициативы, развитие в нём активности и самодеятельности. Дошкольное образовательное учреждение является первой широкой социальной средой, в которую он попадает и «впервые разрывает социальную ткань семьи» [1.с. 133]. Однако семья остаётся незаменимым институтом воспитания и «жизненно сильное» сотрудничество с ней является идеалом социального воспитания.

Главным содержанием развития ребенка-дошкольника является ориентация в отношениях между людьми. Оптимальные условия для овладения этим содержанием создаются в игровой деятельности.  «Игры являются … незаменимым средством проникновения в социальную жизнь; с помощью игр дитя  знакомится с различными социальными позициями» [1.с. 465]. Владение педагогом технологией организации игровой деятельности детей является необходимым условием реализации содержания современного дошкольного образования, и это необходимо учитывать в процессе подготовки педагогических кадров, обучать студентов технологии организации и развития игровой деятельности дошкольников.  Игра  является формой активности детей,  и в качестве формы организации и содержания в наибольшей степени соответствует специфике дошкольного образования. 

Актуальность проблемы совершенствования подготовки студентов для работы в системе дошкольного образования, отвечающей запросам общества, семьи, государства  обусловлена:

– формированием поля активности молодёжи, направленной на  получение качественного образования, формирование профессиональных навыков;

– значимостью роли воспитателя в формировании личности дошкольника, с одной стороны,  а с другой – снижением качества подготовки специалистов для дошкольных образовательных организаций;

 – возрастанием  уровня ответственности образовательных организаций за качество подготовки специалистов, качество образовательной деятельности, ухода и присмотра за детьми; за создание и утверждение основных образовательных программ, определение учебных изданий, используемых при их реализации;

–  усилением конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов в связи с разнообразием дошкольных образовательных организаций и  развитием вариативных форм дошкольного образования и дополнительного образования детей;

–  потенциальными возможностями учебно-воспитательного процесса в формировании профессиональной компетентности выпускников в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и отсутствием четко выстроенной модели такой подготовки;

– необходимостью в качественно новой модели организации образовательного процесса с дошкольниками, которая позволит реализовать и новое содержание подготовки специалистов;

– востребованностью технологий организации игровой деятельности детей как необходимых условий реализации содержания современного дошкольного образования в соответствии с законодательными требованиями и требованиями времени.

В настоящее время реализуются различные модели подготовки педагогических кадров дошкольных образовательных организаций в системе СПО:

–  модель интеграции с образовательными организациями высшего образования – колледж как структурное подразделение вуза;

– модель сетевого взаимодействия с образовательными организациями (социальными партнерами) – с общеобразовательными организациями, вузами, организациями дополнительного образования;

– модель многопрофильного образовательного центра, когда колледж реализует специальности разных укрупненных групп [3].

Приведём несколько примеров различных практик реализации обозначенных моделей.

В Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий по специальности «Дошкольное образование» подготовка специалистов осуществляется  на основе сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями Борисоглебского городского округа [4].  Это позволило, во-первых, совместно  использовать производственные и образовательные ресурсы.  Во-вторых,  это  позволяет студентам, погружаясь в профессиональную среду, постепенно приобретать практико-ориентированные профессиональные знания, полноценно осваивать виды профессиональной деятельности с учетом потребностей и перспектив развития современного дошкольного образования и потребностей региона.

Калужский педагогический колледж в основу модели  подготовки специалистов  заложил опыт дуальной системы подготовки кадров, имеющийся в Калужской области [6]. Дуальная образовательная среда обеспечивает реальное включение работодателей в разработку нового содержания профессиональной подготовки специалистов на основе профессиональных стандартов и компетенциях, формирование инновационной структуры колледжа, участие в процедуре контроля качества профессионального образования. Практическое обучение осуществляется непосредственно в условиях профессиональной среды образовательных организаций города Калуги.

В основе работы Центра интеграции молодых педагогов в профессию, организованного Санкт-Петербургским государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Педагогический колледж № 8»  – учет профессиональных и личностных запросов молодых педагогов, их интересов, потребностей, ожиданий [2].  Интеграция молодого педагога в профессию рассматривается как длительный целостный процесс, где каждая стадия дополняет и обогащает предыдущую. Специалисты Центра обеспечивают персонификацию сопровождения молодого специалиста в процессе интеграции в профессию, создают условия  включения молодого специалиста в различные виды профессионального сотрудничества, организуют вариативные форматы взаимодействия с профессиональным сообществом, поддерживают стремление начинающих педагогов создать собственную корпорацию. Специалистами были выделены несколько стадий интеграции. Стадия адаптации к профессии (длится один год) позволяет молодому специалисту освоиться в профессии и наметить перспективы карьерного роста. Стадия профессионального утверждения (длительность от года до полутора лет) нацелена на наращивание  профессиональной компетентности молодого педагога, обогащение опыта решения педагогических задач, развития профессиональных и личностных качеств. Завершающая стадия (длительность до 5 лет) – стадия  профессиональной самореализации способствует вхождению специалиста в профессиональное педагогическое сообщество уже с уникальной профессиональной позицией.

Программой предусматривается реализация модулей: «Эффективная карьера», «Общение вне границ», «Правовой навигатор», «Мир профессии», «Цейтнот», «Респект». В рамках модуля «Эффективная карьера» организована работа имидж-лаборатории, в которой студенты обучаются навыкам создания своего индивидуального профессионального имиджа. Модуль «Общение вне границ» направлен на обеспечение возможности молодых специалистов принимать участие в обсуждении наиболее актуальных проблем профессиональной деятельности, осуществлять обмен новым опытом и идеями. Для этого планируется организация работы «Педагогического питомника», где будут в будущем взращиваться новые, интересные проекты, предложенные молодыми педагогами. Уже сейчас для создания и обсуждения проектов проводятся ярмарки инновационных идей, где профессиональное сообщество региона выбирает самые интересные и перспективные проекты. Включение в данное направление позволяет молодым педагогам познакомиться с педагогами-новаторами, педагогами-экспертами, готовыми поделиться опытом решения педагогических задач.

Модуль «Правовой навигатор» позволяет повысить правовую компетентность молодого педагога, получить правовую помощь и поддержку со стороны юристов, обсудить варианты решения трудовых споров и разногласий с работодателем, обучающимися, родителями, коллегами по работе.

Модуль «Мир профессии» ориентирован на обогащение профессиональной компетентности начинающего специалиста. Молодые педагоги принимают участие в мастер-классах, которые проводят опытные педагоги, в стажировках, так же получают возможность организации профессионального досуга (тематические встречи, образовательный туризм).

Модуль «Цейтнот» создан специально для оказания экстренной помощи молодому педагогу, здесь наращивается опыт решения нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть в условиях реальной профессиональной деятельности. С этой целью создается банк ситуаций, с которыми уже столкнулись молодые педагоги и к решению которых не были подготовлены в условиях получения профессионального образования. Активное обсуждение вариантов решения ситуаций позволят подготовить молодого педагога к реальным условиям профессиональной деятельности. Основными формами сотрудничества молодых специалистов становится участие в дискуссионных площадках, работа в качестве члена фокус-группы, участие в имитационных и организационно-деловых играх, решение кейсов и практических задач.

Модуль «Респект» направлен на психологическое сопровождение молодого педагога, в том числе на основе коучинга. Учитывая высокий уровень затруднений, связанных с неготовностью молодых педагогов к конструктивному сотрудничеству со взрослыми субъектами образовательного процесса (родителями и коллегами по работе), начинающим специалистам предлагаются различные форматы профессионального сотрудничества, направленные на развитие коммуникативных умений, наращивается опыт применения различных стратегий выхода из конфликтных ситуаций.

Центр выступает как связующее звено между молодыми специалистами и педагогическим сообществом города, объединяя усилия различных сетевых партнёров для обеспечения качества интеграции молодых педагогов в процессию. В результате такой работы удалось организовать сетевое взаимодействие различных образовательных и социокультурных организаций Санкт-Петербурга, заинтересованных в оказании квалифицированной и разносторонней помощи начинающих педагогов города. Таким образом, Центр интеграции молодых педагогов в профессию становится ключевой структурной единицей сети, объединяющей вокруг себя потенциал и ресурсы различных образовательных и социокультурных организаций.  В Новороссийском социально-педагогическом колледже разработана система профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных школ г. Новороссийска в условиях ресурсного центра педагогического образования «Призвание». Отличительной особенностью работы является ранняя профориентация посредством проведения экскурсий, организации  работы педагогического класса для учащихся 9–11-х классов школ г. Новороссийска по программе дополнительного образования «Введение в специальность», проведение летней профильной смены «Старт в будущее» [5].  

Анализ практики подготовки специалистов позволяет сделать некоторые выводы:

– развитие системы среднего профессионального педагогического образования в регионах реализуется в разных моделях. Расширяя спектр образовательных программ, педагогические колледжи реорганизовались в профессионально–педагогические,многопрофильные, многофункциональные центры. Часть педагогических колледжей путем присоединения к вузам стали структурными подразделениями;

– подготовка специалиста не может решаться в отрыве от реальной практики, при всей значимости теоретических занятий. Поэтому при разработке учебных программ по предметам и дисциплинам профессионального и специального цикла с работодателями согласовывается более 50% технологической профессиональной практики;

– всё большее значение приобретает, превращаясь в один из компонентов подготовки воспитателя детского сада, научно-исследовательская деятельность, которая вооружает студентов методикой научного поиска, формирует творческий подход к решению задач профессиональной деятельности, ориентирует на самообразование;

– совместная работа с высшими учебными заведениями позволяет выпускникам определиться в перспективе получения высшего образования, что будет способствовать повышению социальной защищённости и социальной безопасности выпускников;

– повышению уровня  подготовки будущих специалистов способствует широкое развёртывание допрофессиональной подготовки среди  обучающихся образовательных организаций;

– становление профессиональной деятельности воспитателя дошкольной организации – это многоуровневый, многоэтапный и постоянно усложняющийся процесс развёртывания, субъектность педагога в ходе его  образования на основе формирующихся  управленческих воздействий и управления собственным профессиональным развитием;

– умело сохраняя традиции, разумный консерватизм, система профессионального педагогического образования адаптируется, постоянно и своевременно изменяется, привлекает к сотрудничеству все большее число заинтересованных участников, стремится вовлечь в подготовку кадров ресурсы инновационных образовательных организаций.

И в заключение отметим, что каждому педагогу, взрослому важно помнить: «Поэзия детства не повторяется, не повторяется и та свобода психического развития, которая даёт возможность  всякому найти свою индивидуальность, данную нам в детстве. Тем важнее поэтому дать возможность всем детям  пережить нормально своё детство,  – такова должна быть задача нашего времени, если оно хочет в самом деле быть «веком ребёнка» [1].

Список литературы

1. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения [Текст] / В.В. Зеньковский. Сост.: Е. Г. Осовский; Общ. Науч. Ред. И вступ. ст. Е.Г. Осовского. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003.

2. Новицкая В.А. Центр интеграции молодых педагогов в профессию как формат сетевого взаимодействия образовательных организаций Санкт-Петербурга [Текст] / В.А. Новицкая // Сборник статей (по материалам II Всероссийского форума педагогических колледжей). - М.: Издательство «Перо». 2016. - С.41-46.

3. Сборник статей (по материалам II Всероссийского форума педагогических колледжей) [Текст]. - М.: Издательство «Перо», 2016- 259 с.

4. Страхова Н.А. Сетевое взаимодействие как условие формирования современного качества профессионального педагогического образования [Текст] / Н.А. Страхова // Сборник статей (по материалам II Всероссийского форума педагогических колледжей). - М.: Изд-во «Перо». - 2016. - С.17-19.

5. Самарина Е.В. Реализация психолого-педагогической предпрофильной подготовки с целью раннего профессионального самоопределения в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / Е.В. Самарина // Сборник статей (по материалам II Всероссийского форума педагогических колледжей). - М.: Издательство «Перо». - 2016. - С. 27-31.

6. Сахарова Е.И., Гайдаревская А.Е. Создание условий для обеспечения эффективного партнёрства по подготовке педагогических кадров в ГБПОУ КО «Калужский педагогический колледж» [Текст] / Е.И.Сахарова, А.Е. Гайдаревская. С. 54-56.

7. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, № 3 2007-2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?