В современных экономических условиях банковские организации все большее значение начинают придавать не только основным функциям, связанным с обращением и приращением капитала, но и дополнительным функциям, таким как финансовое обслуживание физических и юридических лиц. В этой связи существенно меняется и стратегия развития банков – она должна быть направлена на обеспечение не только банковской ликвидности, но и экономической устойчивости в целом, составляющими которой являются эффективность и конкурентоспособность. Для выработки новой стратегии банковской организации необходима качественно иная информация, что требует пересмотра не только источников ее сбора, но и обработки, и обобщения, то есть методики проведения анализа. Это актуальная задача, стоящая перед банковским сообществом, и определила основное содержание настоящей статьи. Автором предлагается рассмотреть возможность изменения подходов к методике проведения комплексного анализа деятельности банковской организации. По мнению автора, комплексный анализ должен включать два блока: первый связан с определением стратегического положения банка, второй – с оценкой эффективности деятельности организации. При этом первый блок объединяет в себе анализ основных стратегических альтернатив, основанный на выявлении и оценке степени влияния факторов внешней и бизнес-среды и бизнес-процессов. В составе второго блока необходимо, в частности, дать оценку ресурсного потенциала; затрат и результатов; финансового состояния; качества услуг и уровня сервиса. Личным вкладом автора в совершенствование методики комплексного анализа следует считать уточнение состава экономических показателей для оценки стратегического положения, конкурентоспособности, бизнес-процессов, а также их интерпретацию.
банковская организация, банковская услуга, комплексный анализ, стратегия развития, качество обслуживание
1. Заернюк В.М., Черникова Л.И. Экономическая модель развития рынка банковских услуг: концептуальный подход. // Финансы и кредит. 2012. № 7 (487). С. 41-48.
2. Зворыкина Т.И., Мухамеджанова О.Г., Ермаков А.С. Модель взаимодействия системы оценки и сертификации квалификации персонала в сфере сервиса. // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 25-29.
3. Исаев Р.А. Способы обеспечения и улучшения качества обслуживания клиентов банка. // Методы менеджмента качества. 2011. № 6.
4. Лаврушин О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике. // Банковское дело. 2014. № 7. С. 2-9.
5. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. 560 с.
6. Лобов А.В., Колесникова М.В. Исследование и анализ отраслевого рынка банковских услуг // Экономика и ме-неджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13329 (дата обращения: 19.02.2017).
7. Силаева А.А. Регулирование социальной составляющей банковских услуг на современном этапе в России // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 7 (34). С. 39-49.
8. Трифонов А.К. К вопросу о банковской ликвидности // Банковское дело. 2006. № 10.
9. Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий социальной сферы: учебное пособие. М.: МГУС, 2006. 37 с.
10. Харитонова Т.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности для предприятия сферы услуг // Горячая линяя бухгалтера. 2004. № 13-14. С. 55-60.
11. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование. М.: МГУС, 2007. 182 с.
12. Черникова Л.И., Фаизова Г.Р., Силаева А.А. Роль розничного банковского бизнеса и совершенствование мето-дического подхода в розничном сегменте: монография. М.: Изд-во «Русайнс», 2015. 180 с.
13. Чуприна В.Ю., Зайцева Т.В. Тенденции и перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг в Российской Федерации // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 163-166.
14. Шаркова А.В., Гурьянов В.О., Качибая П.С. Оценка деятельности российского банка ВТБ в кризисных и санк-ционных условиях / В сб. «Наука и образование в жизни современного общества». Сб. науч. трудов по мат. Межд. науч.-практ. конф-и: в 14 томах. 2015. С. 22-25.
15. Щербаков В.В. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). М.: «Вершина», 2012. 464 с.
16. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. М.: Изд-во «Дело и Сервис». 2003. 320 с.