Белгород, Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
Применение принципов проектного управления в органах исполнительной власти и госу-дарственных органах Белгородской области регулируется региональными нормативно-правовыми актами. Очень значимым для внедрения проектного управления в регионе являет-ся создание автоматизированной информационной системы «Проектное управление». В хо-де исследования установлено, что внедрение проектного управления в органах власти Белго-родской области обусловило возникновение значительного эффекта для всей региональной социально-экономической системы. В статье выделены факторы успеха внедрения проект-ного управления в органах власти региона.
управление проектами, информационная система управления проектами, проектное управ-ление в Белгородской области, инфраструктура обеспечения проектного управления, про-ектный офис.
Белгородская область является одним из субъектов Российской Федерации, где практика проектного управления получила наибольшее распространение. Началом внедрения проектного управления в Белгородской области считается 2010 год. В настоящее время, на 2017 год, в проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных образования области [3].
Успешному развитию проектного управления в Белгородской области способствует создание соответствующего нормативно-правового и институционального обеспечения.
В Белгородской области сформировалась развитая нормативно-правовая среда, регламентирующая использование проектного управления. Основные нормативно-правовые акты по нашей тематике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие использование проектного управления
№ |
Вид нормативно- правового акта |
Дата принятия |
№ документа |
Название |
1 |
Постановление правительства Белгородской области |
31 мая 2010 года |
№ 202-пп |
«Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» |
2 |
Распоряжение Губернатора Белгородской области |
22 ноября 2012 года |
№ 794 |
«Об утверждении регламента администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области»
|
3 |
Распоряжение Губернатора Белгородской области |
22 июня 2012 года |
№ 408-р |
«Об утверждении порядка определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов» |
4 |
Распоряжение Губернатора Белгородской области |
29 апреля 2011 года |
№ 279-р |
«О создании отраслевых экспертных комиссий по рассмотрению проектов» |
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области является уполномоченным органом Белгородской области по разработке и внедрению системы управления проектами на территории региона [2]. Основным исполнителем – отдел организации проектного управления, который называется «проектный офис».
В Белгородской области при каждом органе государственной исполнительной власти создана специализированная инфраструктура для поддержки и обеспечения проектного управления: отраслевые экспертные комиссии (они принимают решение об открытии и закрытии проектов). В регионе функционирует межведомственная комиссия, которая принимает решение о премировании участников завершенных проектов.
Любой человек может стать инициатором проекта. Для этого нужно оформить инициативную заявку, направить ее в Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области, где она в обязательном порядке регистрируется в ПУВП РИАС «Электронное Правительство Белгородской области» [7], к которой подключены все органы исполнительной власти как на региональном, так и на муниципальных уровнях. Затем в ходе прохождения определённой процедуры и согласования в региональных и муниципальных органах власти и отраслевых экспертных комиссиях принимается решение о целесообразности её реализации. Если идея оказывается интересна, то её инициатор приглашается для разработки проекта и в дальнейшем в той или иной форме участвует в её реализации. От органа власти области назначается куратор проекта, осуществляющий организационное сопровождение и мониторинг реализации проекта.
Управление проектами состоит из четырех этапов [8]:
- инициация;
- планирование;
- реализация;
- закрытие.
Этап инициации, описанный выше, заканчивается утверждением паспорта проекта. На этапе планирования осуществляется подбор специалистов, которые будут заняты в реализации проекта, а также готовится план управления проектом, включающий календарное планирование, бюджет, перечень контрольных событий, риски, способы коммуникации и т.п. Этот этап завершается утверждением плана управления проектом. Этап реализации проекта включает в себя выполнение работ; двухуровневый контроль (руководителем и администратором проекта; лицом, уполномоченным экспертной комиссией по рассмотрению проектов); внесение изменений в документы проекта или осуществление корректирующих действий в ходе реализации проекта. Завершается этап утверждением итогового отчета о реализации проекта. На завершающей стадии Экспертной комиссией по рассмотрению проектов принимается решение о закрытии проекта с соответствующим статусом его реализации («проект реализован успешно без отклонений», "проект реализован успешно с незначительными отклонениями", "проект реализован успешно со значительными отклонениями", "проект не реализован, ресурсы сохранены", "проект не реализован, ресурсы потеряны").
Важный момент при внедрении проектного подхода в органы исполнительной власти – возможность увязать результативность деятельности госслужащих с их материальным и нематериальным (присвоение рангов в области проектного управления, формирование конкурентной среди проектного управления в органах власти путем проведения различных конкурсов и т.п.) стимулированием.
Обобщенные результаты проектной деятельности в Белгородской области, по данным Департамента внутренней и кадровой политики, выглядят следующим образом. На текущей момент в проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных образования области; более 50% всех государственных и муниципальных служащих, из которых более 800 государственных и 1500 муниципальных прошли обучение проектному управлению. Общее количество зарегистрированных проектов составляет более 3100, из них 2000 – завершенных, 800 – в реализации, 300 – в разработке; 2/3 всех проектов составляют муниципальные, 1/3 – региональные [3]. Вся информация по проектам хранится в автоматизированной информационной системе, которая называется «Проектное управление».
Информационная система «Проектное управление» предназначена для:
- ведения реестра (базы) проектов;
- календарного и бюджетного планирования проектов;
- мониторинга реализации региональных и муниципальных проектов;
- распределения полномочий и ответственности членов команды проектов;
- управления изменениями проектов;
- создания системы оповещений о наступающих и наступивших событиях по проектам;
- проектного документооборота;
- автоматизированной аналитической отчетности;
-интеграции с электронным Правительством Белгородской области.
Таким образом, изучение опыта Белгородской области позволяет утверждать, что факторами успеха внедрения проектного управления в органах власти региона являются:
- Хороший уровень поддержки применения принципов проектного управления со стороны высшего должностного лица Белгородской области (губернатора Белгородской области).
- Четкое определение органа власти, ответственного за внедрение проектного управления.
- Включение в единую базу проектного управления всех органов государственной и муниципальной власти Белгородской области.
- Активное вовлечение сотрудников в проектную деятельность.
- Профессиональное обучение сотрудников проектному управлению.
- Создание экспертных комиссий по отбору проектов для реализации.
- Построение системы контроля «от исполнителя проекта до руководителя органа власти».
- Оперативное информирование руководителей о ходе внедрения проектного управления.
- Формальная система проектного управления (проектная документация, регламенты, инструкции).
- Наличие современной технологической поддержки проектной деятельности в виде автоматизированной информационной системы «Проектное управление».
- Проведение мотивационной политики.
Последний фактор успеха внедрения проектного управления в органах власти региона заключается в материальном стимулировании государственных и муниципальных служащих, успешно завершивших реализацию проекта. Как было сказано выше, в области сформирован премиальный фонд. Также мотивационная политика выражается в присвоении государственным служащим рангов в области проектного управления.
Существующая организация проектного управления позволила Белгородской области повысить эффективность деятельности органов государственной и муниципальной власти, достигнув при этом положительного экономического (снижение административных барьеров, повышение инвестиционной привлекательности региона), социального (участие граждан в инициации и реализации проектов, повышение открытости и прозрачности деятельности органов власти) и управленческого (формирование проектного мышления у государственных и муниципальных служащих) эффекта.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что проектное управление – это неотъемлемая часть современного бизнес-пространства, и изучение его основ необходимо для грамотного принятия управленческих решений на уровне государства.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 16-36-00408 мол_а
1. Об утверждении Методических реко-мендаций по внедрению проектного управле-ния в органах исполнительной власти: Распо-ряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162120/ КонсультантПлюс (дата обра-щения 25.07.2017)
2. Протокол заседания Совета по внедре-нию проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Россий-ской Федерации от 17 июня 2014 г. [элек-тронный ресурс] // Сайт Министерства эконо-мического развития РФ Режим доступа-URL:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/ activity (дата обращения 25.07.2017)
3. Аничин В.Л., Середина О.А. Проект-ное управление в Белгородской области: тео-рия и практика // Вестник Курской государ-ственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 6. С. 14-16.
4. Бутенко А. Направления и перспекти-вы развития электронного государственного управления в современной России // Власть. 2009. № 3. С. 82-84.
5. Дементьев В.В. Проектное управление в системе стратегического управления // Бюджет 2016. №9. C. 32-35. Точка доступа URL:http://bujet.ru/article/200687.php (дата об-ращения 25.07.2017)
6. Заренков В.А. Управление проектами. Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
7. Носко Б.П. Электронное правитель-ство как инструмент проведения администра-тивной реформы на региональном уровне // Сегодня и завтра российской экономики. 2016. № 35. C. 109-117.
8. Разу М.Л. Управление проектом. Ос-новы проектного управления. М.: КНОРУС, 2007. 768 с.
9. Сафонова О.Н., Анчихров Е.А. Внед-рение проектного управления в исполнитель-ных органах государственной власти как ме-ханизм эффективного управления ресурсами // Модели, системы, сети в экономике, техни-ке, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С. 58-67.
10. Титорен-ко Г.А. Информационные технологии управ-ления. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2015. 296 с.
11. Хотинская Г.И. Информацион-ные технологии управления. М.: МЭСИ, 2013. 128 с.
12. Шафеева Ю.И., Быкова Н.Н. Система электронного документооборота в органах государственной власти // Молодой ученый. 2015.
13. Шестопалов П.Л. Выгоды и возможности проектного управления в орга-нах государственной власти. М., 2015. 26 с.
14. Юрьева Т.В. Проектный подход как инструмент реализации стратегических целей // Экономические науки. 2014. № 11 (120). С. 7-10. №23. С. 78-81.
15. A Guide to the Project Manage-ment Body of Knowledge (PMBOK® Guide) - Fifth Edition [Electronic resource]. Available at : http://www.pmi.org