Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
ББК 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
В настоящее время большое внимание уделяется инновациям, которые играют важную роль в обеспечении современного экономического роста, общественного благосостояния и политического интереса. В настоящей статье представлен анализ показателей инноваци-онного развития Белгородской области, выявлены проблемы инновационного развития. Ин-новационная инфраструктура представлена как инструмент, с помощью которого оказыва-ется ресурсная поддержка и формируется благоприятная среда для инновационного разви-тия региона. Основное внимание в исследовании уделяется анализу показателей инноваци-онного развития Белгородской области, в том числе посредством сопоставления с показа-телями регионов Центрального федерального округа. Наш анализ показывает, что при зна-чительных исследовательских и производственных возможностях региона выход готовой инновационной продукции на среднем уровне, что в целом может являться следствием большей сфокусированности исследователей на «чистой» научной деятельности при незна-чительном их участии в коммерческих проектах, что характеризует стадию становления региональных инновационных систем.
регион, инновационная инфраструктура, элементы, бизнес-инкубатор, технопарк, технопо-лис, инновационный центр, территориальный кластер, инфраструктурное обеспечение.
Введение. В настоящее время в финансовом планировании Российской федерации на первое место ставится задача создания инноваторской экономики. Вопросы стимулирования инноваций вынесены и на самый высокий политический уровень. Стоит отметить, что роль государства в научной и инноваторской сферах России остается основной. К необходимости регулирования научной деятельности в государственных НИИ и вузах, добавляется также и влияние на инновационную активность бизнеса.
Согласно сведениям Рейтинга инновационной активности регионов, проведенном Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), в 2016 году Белгородская область заняла 29 место из числа 85 субъектов Российской Федерации. Регион попал в группу субъектов со средним уровнем инновационной активности [1].
Необходимо находить новейшие модификации формирования областной инноваторской инфраструктуры, которые создали бы условия для появления новейших инноваторских компаний и, равно как результат, экономический рост региона.
В данной статье рассматривается вопрос, касающийся условий развития инновационного потенциала региона. Выявлены проблемы инновационного развития. Инновационная инфраструктура представлена как инструмент, с помощью которого оказывается ресурсная поддержка и формируется благоприятная среда для инновационного развития региона.
Методология. Политика инновационного развития региона отражена в постановлении Правительства области от 25 января 2010 г. № 27-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» [4].
Комплексный подход в формировании инновационной системы региона гарантирует нормативная правовая база. Действует закон Белгородской области об инновационной деятельности и инновационной политике, регулирующий отношения субъектов инновационной деятельности и органов государственной власти на территории области (Закон области от 1 октября 2009 г. № 296) [3].
Создавая максимально благоприятные условия для активизации инновационной деятельности и с целью вовлечь частный бизнес в инновационные процессы в рамках формирования системы налоговых стимулов приняты законы, предусматривающие снижение налогового бремени на предприятия инновационной сферы деятельности по отдельным видам налогов: в части установления пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемой в областной бюджет, и дифференцированной ставки по налогу на имущество организаций (Закон Белгородской области от 27 ноября 2003 года № 104 «О налоге на имущество организаций», Закон Белгородской области от 18 сентября 2007 года № 142 «О льготах по налогу на прибыль организаций»). В сфере инновационной деятельности в области действуют постановление Губернатора Белгородской области от 29 августа 2008 года № 103 «Об образовании Совета по инновационной политике при Губернаторе Белгородской области» и распоряжение Правительства Белгородской области от 1 августа 2011 года № 395-рп «О создании Фонда развития белгородской интеллектуально-инновационной системы» [4].
Основная часть. В Белгородской области региональная инновационная инфраструктура представлена 14 организациями, представленные бизнес-инкубаторами, технопарками, фондами, инновационными и научно-инновационными центрами и др. [4].
Несмотря на достаточно развитую инновационную инфраструктуру в регионе, уровень инновационного производства пока еще остается недостаточным, но необходимо отметить, что предпринимаемые системные меры по формированию инновационной экономики принесли определенные результаты, которые в большей степени затонули создание институциональных и инфраструктурных предпосылок инновационного роста.
Основными факторами инновационного развития являются созданные и используемые передовые производственные технологии, динамика которых за последние несколько лет явно положительная, что наглядно показано на рисунке 1[2].
Рис. 1. Динамика созданных и используемых передовых производственных технологий в Белгородской области за период 2010-2015 гг.
Немаловажным фактором, определяющим и характеризующим уровень развития инновационного потенциала, является число трудящихся, занятых исследованиями и разработками (Рис. 2) [2].
Рис. 2. Динамика персонала, занятого в сфере НИОКР в Белгородской области за период 2010–2015 гг.
Данные показатели свидетельствуют о том, что происходит незначительное увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, что позволяет сделать вывод о положительных тенденциях изменения факторов инновационного развития в регионе.
Объемы финансирования НИОКР во многом определяют число организаций, осуществляющих исследования, а также численность персонала, работающего в них. Структура финансовых ресурсов предприятий и организаций, осуществляющих НИОКР неоднородна, в основном это собственные средства и средства, выделяемые из бюджета, динамика которых за последние несколько лет является положительной и представлена более подробно в таблице 1[2].
Таблица 1
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования
(млн. руб.)
|
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Динамика по отношению к 2010 году |
Все затраты |
110,1 |
245,0 |
891,7 |
1261,8 |
1465,6 |
1790,5 |
1921,1 |
1029 |
в том числе по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства бюджета |
63,2 |
69,4 |
449,9 |
395,1 |
375,6 |
523,3 |
596,6 |
147 |
собственные средства научных организаций |
18,9 |
86,6 |
217,3 |
433,7 |
394,1 |
503,3 |
441,5 |
224 |
средства внебюджетных фондов |
0,4 |
0,2 |
9,8 |
13,5 |
- |
55,3 |
0,8 |
-9 |
средства организаций предпринимательского сектора |
27,4 |
87,5 |
184,3 |
299,3 |
582,6 |
570,9 |
740,4 |
556 |
средства образовательных учреждений высшего образования |
0,0 |
- |
24,6 |
111,2 |
106,0 |
133,3 |
138,2 |
114 |
средства частных некоммерческих организаций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
средства иностранных источников |
0,2 |
1,3 |
5,8 |
9,0 |
7,3 |
4,4 |
3,6 |
-2 |
Изменение внутренних затрат на НИОКР показывает их незначительный рост. Средства внебюджетных фондов и иностранных источников уменьшаются на фоне увеличения средства бюджета, организаций предпринимательского сектора, средства научных организаций, а также средства образовательных учреждении высшего образования, что является положительной тенденцией.
Как показывают статистические сведения, за период 2010-2015 гг., динамика следующих показателей, определяющих инновационную деятельность в регионе, говорит об инновационной стагнации с определенными свойствами расширения производства инновационных товаров, работ, услуг (рис. 3) [2].
Рис. 3 Динамика показателей инновационной активности организаций Белгородской области
за период 2010-2015 гг.
Статистика выявляет одну отличительную черту развития инновационной деятельности на региональном уровне, проявляющуюся в том, что удельный вес организаций, осуществляющих инновации в общем числе организаций существенно менялась – в 2011 г. наметился рост с 10,9 % до 12,2 %, однако в 2012 г. произошло снижение показателя до 9,2% и только в 2015 г. показатель достиг значения 12,7 %, что говорит о нестабильности показателя.
При этом по показателю удельного веса инновационных товаров наметился рост 2,6 % до 5 %. Обстоятельство положительной динамики показателей инновационного производства позволяет сделать вывод о наращивании масштабов работы в рамках относительно нестабильного круга инновационных компаний.
Главным и основным условием экономического роста страны являются инновации. Россия значительно отстает по уровню инновационного развития как от экономически развитых стран, так и от некоторых стран с развивающейся экономикой. Более того в России имеет место дифференциация регионов по уровню инновационного развития. Так принимая во внимание особенности и уровень развития региона, его ресурсное наполнение, технические и технологические возможности его дальнейшего развития, инновационное развитие различных регионов может существенно отличаться.
Более абсолютное понимание об уровне инновационного развития Белгородской области можно получить посредством сопоставления её по аналогичным показателям с регионами Центрального федерального округа.
Белгородская область по показателю «удельный вес организаций, осуществляющих инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций» в 2015 году заняла 4 место среди регионов Центрального федерального округа (рис.4) [2].
Рис. 4. Сравнительная характеристика инновационного развития Белгородской области среди регионов ЦФО по показателю удельного веса организаций, осуществляемых инновации в 2015 г.
Число инновационных товаров, производимых и отгруженных за исследуемый период позволит дать характеристику уровня инновационного развития с точки зрения производственных возможностей предприятий и организаций.
Рис. 5. Сравнительная характеристика инновационного развития Белгородской области по показателю
отгруженной инновационной продукции в 2015 г [2]
По показателю удельного веса инновационных товаров регион занял в 2015 году более низкие позиции – 12 место. Таким образом, в регионе при значительных исследовательских и производственных возможностях выход готовой инновационной продукции на среднем уровне, что в целом может являться следствием большей сфокусированности исследователей на «чистой» научной деятельности при незначительном их участии в коммерческих проектах, что характеризует стадию становления региональных инновационных систем.
Выводы. Исходя из вышеизложенного, отметим основные аспекты способствующие инновационному развитию региона. Безусловно, наиболее важным аспектом является образование, поскольку оно является основой для любой функциониру ющей системы инноваций. Необходимо создать эффективную систему подготовки высококвалифицированных специалистов, сформировать и утвердить перечень профессиональных стандартов для специалистов, занятых в области инноваций. Затем нужны отличные институты, такие как университеты (но также и общественные исследовательские институты), научные исследования. В-третьих, необходимо создать хорошо функционирующую культуру сотрудничества между наукой и промышленностью в целях стимулирования инновационного производства на основе научных результатов. Наконец, необходимо предоставить соответствующую (исследовательскую) инфраструктуру.
Следует разработать и внедрить эффективную стратегию, в рамках которой будут внедрены решения и процессы, соответствующие среде региона, чтобы изменения укоренились и остались на долгосрочную перспективу.
1. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ре-сурс]. URL: http://www.miiris.ru/ (дата обращения: 19.06.2017 г.).
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#(дата обращения: 19.06.2017 г.).
3. Губернатор и Правительство области [Электронный ресурс]. - URL: https://belregion.ru/press/news/ (дата об-ращения: 19.06.2017 г.).
4. Департамент экономического развития Белгородской области [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.derbo.ru/ (дата обраще-ния: 19.06.2017 г.).
5. Андрейчиков А.В. Стратегический ме-неджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений. М.: ИНФРА-М, 2013. 394 с.
6. Долженко Р.А. Инновации в управле-нии персоналом в коммерческом банке. Алт. ин-т труда и права (фил.) Образоват. учре-ждения профсоюзов «Акад. труда и социал. отношений» //Барнаул: Азбука, 2012. 177 с.
7. Иванус А. И. Гармоничный инноваци-онный менеджмент. М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2011. 247 с.
8. Иншакова А.О., Кожемякин Д.В. Реа-лизация эффективной конкурентной политики ЕС в сфере инноваций посредством общего интеллектуального права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2. С. 19-23.
9. Аксенова Ж.Н. Оценка уровня иннова-ционности региона и формирование условий его повышения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. Наук. Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. Барнаул, 2012. 22 с.
10. Батукова Л. Р. К вопросу об инновационной модернизации социально-экономической системы региона // Региональ-ная экономика: теория и практика: научно-практический и аналитический журнал. 2013. № 11. С. 37-47.
11. Болтина Л. В. Оценка иннова-ционности стратегии социально-экономического развития региона. Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2012. 22 с.
12. Гойхер О.Л. Повышение эф-фективности управления институтами в структуре инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 1. С.24-29.
13. Каменских М.А. Повышение конкурентоспособности региона на основе организации инновационной инфраструктуры // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 2. С. 39-43.
14. Зедина Ю. Государственно-частное партнерство в стратегии инноваци-онного развития российских регионов // Фе-дерализм: Теория. Практика. 2013. № 1. С. 121-130