Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Россия
Россия
В данной статье находят отражение результаты теоретического осмысления проблемы духовно-нравственного становления личности. Опираясь на метод теоретического анализа, мы констатируем факт длительного и весьма устойчивого интереса представителей разных отраслей человекознания к данной проблематике. Фундаментальные исследования в данной области осуществлены философами, культурологами, социологами, чьи результаты исследований, с нашей точки зрения, можно рассматривать в качестве теоретических, методологических оснований для разработки проблемы воспитания духовности и нравственности личности с позиций педагогики. Не меньшее значение для разработки технологических подходов к оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания личности имеют и работы психологов. Именно психологи, анализируя сущностные характеристики духовности и нравственности человека, в первую очередь, связывают их с отношением субъекта как к миру, так и к себе; связывают духовность и нравственность как с когнитивными, так и с аффективными процессами. Выделение нами спектра характеристик, отражающих сущность духовности и нравственности личности, позволит, с нашей точки зрения, оптимизировать процесс разработки технологических подходов к решению данной проблемы.
личность, духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание субъекта.
Изучение психологической сущности личности не одно столетие объективно является одной из актуальных психолого-педагогических проблем.
1. Адамова А.Г. сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода [Текст] / А.Г. Адамова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - С. 26-27.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 384 с.
3. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы общечеловеческой духовности [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
4. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей [Текст] / Э. Борохов. - М.: АСТ, 2001. - 672 с.
5. Васильев В.А. Воспитание добродетели [Текст] / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 2. - С. 190-204.
6. Васильев В.А. П.А. Гольбах о всеобщей морали и добродетели [Текст] / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 3. - С. 258-274.
7. Володина Л.О. духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: к проблеме смысла [Текст] / Л.О. Володина // Ценности и смыслы. 2014. № 3. - С. 13-28.
8. Душенко К.В. Большая книга афоризмов [Текст] / К.В. Душенко. - 2-е изд., испр. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1056 с.
9. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В.В. Зеньковский. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 63 с.
10. Ильин И.А. О противлении злу силою: Собрание сочинений. В 10 т. Т. 5 / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1996. - 608 с.
11. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека [Текст]. В 2 т. Т 2 / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 2002. - 541 с.
12. Кант И. Сочинения [Текст]. В 6 т. Т. 4 / И. Кант; под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзерманиа. - М.: Мысль, 1965. - 544 с.
13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
14. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия [Текст] / В.А. Кутырев // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 56-65.
15. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание [Текст] / В.М. Меньшиков // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2013. - Вып. 3. - С. 28-50.
16. Никандров Н.Д. Духовно-нравственное воспитание как задача современной системы образования [Текст] / Н.Д. Никандров // Современное образование как открытая система: коллективная монография / под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. - М.: Институт научной и педагогической информации РАО, 2012. - 576 с.
17. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии [Текст] / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 13-21.
18. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев; Избр. психол. тр; под ред. А.А. Бодалева. - М.-Воронеж, 1995. - 356 с.
19. Пермякова Л. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России [Текст] / Л. Пермякова. - Ижевск: Республиканский научно-практичнеский семинар «Религия и образование», 2015.
20. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993 гг. [Текст]: автореф. дис. … канд. социол. наук / И.В. Попова. - М., 1994. - 22 с.
21. Психологические аспекты формирования нравственных ценностей у школьников [Текст]: Межвузовский сборник научных трудов. - Хабаровск, 1984. - 130 с.
22. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн; под ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
23. Рубцова Н.В. К вопросу о становлении индивида: образование и педагог как «медиаторы» в процессе социализации личности [Текст] / Н.В. Рубцова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.
24. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся [Электронный ресурс]: монография / Т.И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический интернет-журнал с библиотекой-депозитарием. - URL: http://www.oim.ru
25. Чекина Е.В. теория нравственного воспитании: история развития и современное состояние [Текст]: монография / Е.В. Чекина. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2008. - 119 с.