Псковская область, Россия
В статье предлагается концепция методического пособия по обучению младших школьников жанру письма на лингвокраеведческом материале. Представлена структура данного пособия, перечисляются методические условия эффективного обучения эпистолярному жанру в начальной школе, реализованные в данном пособии
лингвокраеведение, методическая поддержка, пособие по развитию речи, обучение жанру письма, учителя, студенты, младший школьник
В настоящее время актуальной становится методическая проблема проектирования национально-регионального компонента образовательных программ по русскому языку, поиска путей и форм привлечения в учебный и воспитательный процесс регионально значимого языкового материала, определения направлений языковой работы в региональном образовательном пространстве [3, с. 219].
Для оптимизации лингвометодической поддержки данного процесса как «оперативного и перспективного реагирования методиста на запросы и потребностей педагогов» [1, с. 165] на кафедре теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ выпущено пособие «Пишите письма», в котором представлены учебно-методические материалы лингвокраеведческого содержания по развитию письменной речи младших школьников, которые могут использоваться непосредственно на уроке русского языка в начальной школе или в качестве модели для разработки подобных комплексов заданий и упражнений, обучающих написанию сочинений в жанре письма. Пособие предназначено студентам педагогических и филологических специальностей, будущим преподавателям русского языка как родного и иностранного, а также учителям-практикам, повышающим свою квалификацию.
В соответствии с «Примерной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа» в основное содержание учебного предмета «Русский язык» на ступени начального образования включается знакомство младших школьников с жанрами письма и поздравления [4, с. 79].
По мнению Л.С. Выготского, при обучении у детей должна быть выработана естественная потребность, надобность в письменной речи [2, с.196]. Эта задача может успешно решаться в ходе обучения младших школьников эпистолярному жанру. Для этого может быть использован комплекс лингвокраеведческих материалов данного пособия или его лингвометодическая модель, воплощенная на другом сюжетном материале.
С целью включения ребёнка в жизненную ситуацию, в которой составление письма становится для него необходимым, авторами пособия был создан вымышленный мир адресатов и адресантов.
Главным персонажем на протяжении всех занятий, предложенных в пособии, является пожилая женщина Надежда Ивановна Кузнецова. Она живёт совершенно одна в деревне Синицы Псковской области. До пенсии Надежда Ивановна работала учителем, но теперь сельскую школу закрыли, потому что молодые семьи с детьми переехали в город. По сюжету Надежде Ивановне стали приходить письма от школьников Псковской области. Читая эти письма и отвечая на них, женщина перестала чувствовать себя одинокой. Благодаря письмам Надежда Ивановна вновь обрела семью: она нашла своего племянника, к которому потом и переехала.
На занятиях по материалам пособия школьники знакомятся с этикетом письма, под которым подразумеваются правила написания писем, а именно: знание особенностей эпистолярного жанра, понимание цели, ради которой пишется письмо (благодарность, сочувствие, извинение, совет, пожелание, сообщение о чем-либо, просьба), соблюдение структуры письма (зачин, основная часть, концовка), владение языковыми средствами выражения различного содержания и достижения определенных прагматических целей.
Лингвокраеведческие материалы пособия «Пишите письма» объединены пятью темами, каждая из которых включает собственно обучающую часть «Учимся писать письма», а также рубрики «Письма литературных героев», «История России в письмах», «Добрые письма и добрые дела». Задания в каждой рубрике также разработаны с использованием лингвокраеведческих материалов.
При разработке материалов пособия были соблюдены следующие методические условия, способствующие эффективной подготовке младших школьников к написанию сочинений в жанре письма:
- использование жанра письма как средства перефразирования текста;
- обучение младших школьников этикету письма через работу со специально сконструированными учебными текстами писем;
- использование специальных дидактических материалов (рабочих листов) как средства обучения младших школьников составлению писем;
- расширение читательского кругозора младших школьников за счет ознакомления с литературными произведениями, в которых герои пишут письма;
- формирование социальной активности младшего школьника посредством текстовой деятельности в жанре письма.
Материалы пособия прошли успешную апробацию на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Псковской области, Карачаево-Черкесии, на спецкурсе «Актуальные проблемы обучения русскому языку младших школьников» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование»).
1. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: Методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. - 52 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - Т. 3. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
3. Гришанкова И.В. Реализация национально-регионального компонента в школах города Твери: обзор учебных программ краеведческой направленности / Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. - Тверь, 2017. - С. 219-223.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
5. Рогалёва Е.И., Михайлова М.С. Пишите письма. Практикум по развитию речи: Методические материалы для учителей полиэтнической начальной школы и магистрантов профиля «Теория и методика обучения русскому языку как неродному». - Псков: Изд-во ПсковГУ, 2016. - 80 с.