Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Одним из ограничений реализации проектов городского развития является доступность финансирования. В статье рассматривается возможность использования нового механизма финансирования городских инфраструктурных проектов − инфраструктурная ипотека.
инфраструктура, проекты городского развития, концессия, фабрика проектного финансирования, инфраструктурная ипотека.
Развитие городских территорий, в первую очередь, связано с развитием общественной инфраструктуры, включающей в себя как социальную, так и инженерную, транспортную и другие составляющие. Именно развитая общественная инфраструктура и делает город удобным для жизни населения.
Современный тренд городского развития – концепция «умного города», основывается на развитой городской инфраструктуре с участием искусственного интеллекта. Однако переход от обычного города не прост и требует серьезных усилий от городских властей, да и всех горожан. Для обеспечения опережающих темпов роста экономики города нужно значительно увеличить вложения в транспорт, энергетику, связь и другую инфраструктуру. А для этого, в первую очередь, необходимы серьезные финансовые ресурсы. И естественно, реализация этих крупных проектов требует определенных мер государственной поддержки, например, таких как: механизмы государственно-частного партнерства и концессии, государственные гарантии, специальные инвестиционные контракты, капитальные гранты и прямые субсидии, налоговые льготы и возвратное налоговое финансирование.
Однако в настоящее время существуют ограниченные возможности для финансирования проектов городского развития. И вследствие замораживания финансирования новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), слабой реализации программы проектного финансирования ЦБ и прекращения финансирования проектов в России за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Правительство начало поиск новых способов реализации инфраструктурных проектов.
В июне этого года Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума предложил внедрить новый для России механизм «инфраструктурной ипотеки» для инвесторов. По итогам форума Президентом был принят ряд поручений Правительству РФ, которые должны стимулировать запуск «инфраструктурной ипотеки» [1]:
- представить предложения по развитию инструментария государственно-частного партнёрства в целях реализации комплексного подхода к строительству и реконструкции объектов инфраструктуры с привлечением частного капитала;
- совместно с Банком России обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих регулирование сделок по синдицированному кредитованию;
- совместно с Банком России и Внешэкономбанком обеспечить утверждение и реализацию плана мероприятий («дорожной карты») по созданию «фабрики проектного финансирования».
В настоящее время Минэкономики России готовит предложения по реализации «инфраструктурной ипотеки» в РФ.
В экономике под ипотекой понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта «инфраструктурной ипотеки» частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход.
Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая «инфраструктурная ипотека» позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов.
Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит.
Следует отметить, что действующее законодательство о государственно-частном партнерстве и концессиях уже предполагает покупку инфраструктуры в кредит. Важно то, что объект строится не тогда, когда заложены деньги в бюджет на его строительство. А объект строится на деньги инвесторов, если это необходимо для государства, строится в кредит, который потом погашается в течение определенного времени. А время − это срок окупаемости этого объекта. Это выгодно инвесторам.
Однако данная схема отличается от классической концессии по закону ФЗ-115 [2], и запуск инструмента «инфраструктурной ипотеки» потребует внесения поправок в закон о концессиях. Хотя схема «инфраструктурной ипотеки» близка схеме «концессии с платой концедента». Например, могут быть такие новации, как наличие нескольких концедентов, а также пользователей, которым нужен этот объект. Например, федеральный и региональный бюджеты, инфраструктурные и частные компании, их пул будет ежегодно платить за пользование инфраструктурным объектом.
Для обеспечения платежей по «инфраструктурной ипотеке» необходимо использовать механизм государственных гарантий. Привлечение государственных гарантий в проект возможно в тех случаях, когда проект представляет особый интерес для экономики государства: градообразующие предприятия, инновационные проекты, ресурсные и инфраструктурные проекты. Ликвидность государственных гарантий в настоящее время практически не вызывает сомнений и неуклонно увеличивается. В свою очередь, привлечение такого вида гарантий позволит снизить стоимость привлекаемых под проект ресурсов и повысит привлекательность проекта. В основных направлениях долговой политики [3] Минфин предлагает выделить на госгарантии 190,1 млрд в 2017 г. и в следующие два года, соответственно, 133,5 млрд и 119,7 млрд руб. Наличие государственных гарантий в проектах «инфраструктурной ипотеки» повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений. Наличие государственных гарантий позволит активно использовать в проектах «инфраструктурной ипотеки» синдицированное кредитование. Синдицированный кредит представляет собой публичную форму долгового финансирования с участием двух или более кредитных организаций (синдикат кредиторов), участвующих в данной сделке в определённых долях, в рамках одного кредитного соглашения. В настоящее время, синдицикация кредитов в РФ законодательно не регулируется и производится отдельным договором российского банка и компании, или же по английскому праву, если в сделке участвуют иностранные банки. В Госдуме готовятся поправки в закон о банках и банковской деятельности, которые позволят выдавать синдицированные кредиты по российскому праву. Готовятся изменения в несколько федеральных законов: в закон о банках и банковской деятельности и в закон о Внешэкономбанке, что позволит ему активно участвовать в синдикации кредитов. Эти изменения в законодательстве позволят использовать в финансировании проектов «инфраструктурной ипотеки» различные финансирующие организации (государственные и частные банки, российские и зарубежные, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, российские и иностранные институты развития и т.д.).
Для повышения устойчивости проектов «инфраструктурной ипотеки необходимо активно использовать механизм секьюритизации. Как органы власти, так и частные инвесторы могут выпускать инфраструктурные облигации для реализации конкретных проектов, и через секьюритизацию обязательства по их погашению, возможно выделение в отдельную, защищенную строку бюджета. Такой инструмент наиболее близок к механизму ипотеки и активно применяется, например, в США в инфраструктурных проектах.
Важно отметить, что механизм инфраструктурной ипотеки должен реализовать сложную задачу – по возможности стандартизировать проекты, что облегчит подключение механизмов рефинансирования этих стандартных проектов, их упаковки в «портфели» и далее их секьюритизации. Именно в этом и будет решающая роль «фабрики проектного финансирования», которая создается на основе Внешэкономбанка. Схема работы «фабрики проектного финансирования» предполагает несколько этапов [4]: центр компетенции проводит маркетинговый анализ и помогает в создании бизнес-модели, центр структурирования формирует оптимальную структуру сделки и механизм синдикации, центр мониторинга следит за исполнением кредитного соглашения и ситуацией на рынке, помогает в актуализации финансовой модели и бизнес-плана. Внешэкономбанк будет структурировать проекты по уровню риска.
Например, под любой из них могут быть выпущены облигации разного старшинства: выпуски с низким риском и низкой доходностью (старшие) и с более высоким риском, но и более высокой доходностью (младшие). В случае проблем с погашением купонов первыми страдают держатели высокодоходных бумаг. Таким образом, риски наиболее консервативных инвесторов будут защищены. Причем если консервативные инвесторы всё же посчитают риск нереализации проекта очень высоким, им может быть предоставлена государственная гарантия.
Таким образом, «фабрика проектного финансирования» будет отвечать за три задачи: отбор проектов и их подготовка, структурирование проекта и его мониторинг. Цель − привлечь максимально широкий круг инвесторов − как банки, так и пенсионные фонды.
У Внешэкономбанка здесь будет роль ЕБРР. Это в основном консалтинг, структурирование и мониторинг. Задача фабрики − доводить все предложения от уровня «сырых» бизнес-идей до уровня прибыльных проектов.
Согласно экспертному мнению, ключевыми факторами городской среды, влияющими на эффективность развития городов, являются [5]:
– хорошая транспортная инфраструктура (это условие назвали свыше 80% респондентов);
– доступная стоимость аренды помещений и их наличие;
– благополучная социальная обстановка;
– благоустроенность территории;
– хорошая экология;
– возможность арендовать доступное жилье для персонала.
Использование механизма «инфраструктурной ипотеки» позволит решить эти проблемы. В частности, повысить в городах плотность транспортной сети, развить легкий рельсовый транспорт и транспортно-пересадочные узлы. Также этот механизм найдет свое применение и в решении экологических проблем в городах. С целью реализации проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов возможно финансирование создания сети экотехнопарков (экотехнопарки – производственно-технические комплексы по глубокой и комплексной переработке отходов). В настоящее время экотехнопарки выступают эффективной формой организации утилизации отходов, как в России, так и за рубежом.
Таким образом, исполнение поручений Президента России позволит создать в стране комплексную систему реализации инвестиционных проектов с использованием такого механизма, как «инфраструктурная ипотека». Это сделает возможным реализацию важнейших инфраструктурных проектов, необходимых для развития городов. Актуальной задачей на сегодня является отбор и претворение в жизнь пилотных проектов в городах Российской Федерации с использованием такого инструмента, как «фабрика проектного финансирования» Внешэкономбанка.
1. Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума (утв. Президентом РФ 14 июня 2017 г. N Пр-1132) // [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71597216/ (дата обращения 11.08.2017).
2. Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 N 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения 1.08.2017).
3. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. // Сайт Минфина РФ [Электронный ресурс]URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/(дата обращения 10.08.2017).
4. Фабрику проектного финансирования ВЭБа обсудили на коллегии Минэкономразвития// Сайт Внешэкономбанка. [Электронный ресурс]URL: http://www.veb.ru/press/news/index.php?id_19=103407 (дата обращения 2.08.2017).
5. М. Дмитриев, П. Чистяков Транспорт, жилье, экология // Ведомости. № 4355 от 04.07.2017. [Электронный ресурс]- URL:https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/07/04/707866-transport-zhile-ekologiya (дата обращения 5.08.2017).