РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБА УМЕНЬШЕНИЯ ПОТЕРЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОД ОТВАЛАМИ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД КМА ПУТЕМ АРМИРОВАНИЯ ИХ ОТКОСОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработан и исследован способ уменьшения потерь земельных ресурсов под отвалами вскрышных пород Курской магнитной аномалии. Армирование откосов отвалов вскрышных пород металлическими стержнями и пластиковыми сетками позволили увеличить угол откоса на 51 % и более и значительно сократить отвод земельных ресурсов под отвалы

Ключевые слова:
способ, уменьшение потерь земляных ресурсов, грунты, вскрышные породы, отвалы, армирование откосов.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

При открытой разработке полезных ископаемых более половины площади нарушенных земель приходится на внешние породные отвалы [1].

Параметры отвалов должны обеспечивать наибольшую эффективность использования земельного отвода, т.е. складирование максимального объема вскрыши. Это достигается за счет увеличения высоты отвала до определенных пределов и придания ему такой формы, при которой обеспечивается минимальная землеемкость отвальных работ, т.е. максимальный угол откосов.

В настоящее время углы откосов в отвалах весьма незначительны 9…14°. На рис. 1 представлены профили I−I и IV−IV железнодорожного отвала №2 Лебединского ГОКа. По состоянию на 1.01.2001г. на площади 335 га в существующем контуре земельного отвода уложено 325 млн. м3 породы. Величина прироста площадей под отвал №2 вскрышных пород за период 1972–2000 гг. составила 2,83 км2.

Целью настоящей работы является: уменьшение потерь земляных ресурсов под отвалы вскрышных пород Лебединского ГОКа путем увеличения крутизны откосов, используя армирование грунта в процессе его отсыпки.

 

Рис. 1.  Профили I - I и IV – IV железнодорожного отвала №2 Лебединского ГОКа:

1 – насыпной суглинок селективного складирования; 2 – насыпной песок селективного складирования;                       3 – смесь отвальных пород; 4 – смесь пород зоны замещения (диссимиляции) ядерной части гидроотвала отвальными грунтами; 5 – породы ядерной зоны, не замещенные отвальными грунтами; 6 – песчаная призма гидроотвала; 7 – намывные суглинки; 8 – илистые гумусированные и заторфованные суглинки основания;                9 – лессовидные суглинки основания; 10 – фильтрующая пригрузка пойменных отложений;                                 11 – фактические контуры отвала и гидроотвала; 12 – рекомендуемый контур комбинированного отвала;                    13 – проектный контур гидроотвала; 14 – рекомендуемый контур перспективного развития отвала;                         15 – расположение армированных откосов

 

Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:

− изучить состав и физико-механические характеристики заскладированных пород на примере железнодорожного отвала №2 Лебединского ГОКа;

− установить влияние степени армирования грунта (геотекстиль, пластиковые стержни) на его прочностные характеристики – φ и С;

разработать методику расчета устойчивости откосов армированных отвалов;

− установить экономический эффект от использования армированных отвалов вскрышных пород.

Исходя из данных, приведенных в [2], при бурении скважин в отвалах Лебединского ГОКа глубиной 45…50 м, с отбором образцов и их исследований, установлено следующее напластование грунтов (пород) и их прочностные характеристики:

−   суглинки иловатые (aldQIII): φ = 17,1°;                  С =  0,022 МПа (коэффициент доверительной вероятности 0,95);

−   суглинки лессовидные слабо-макропористые (lsQIII): φ = 18,3°; С = 0,025 МПа;

−   суглинки лессовидные слабо-макропористые (lsQIII): φ = 16,6°; С = 0,027 МПа;

−   глины средне- и слабозаторфованные                        (aldQIV): φ = 8,7°; С = 0,018 МПа;

−   суглинки средне- и слабозаторфованные                       (aldQIV):  φ = 14,4°; С = 0,017 МПа;

−   торфы (aldQIV): φ = 14,4°; С = 0,012 МПа;

−   илы (aldQIV): φ = 8,3°; С  = 0,011 МПа.

Учитывая, что мощность пластов колеблется в небольших пределах 17…20 м, средневзвешенное значение прочностных характеристик пород в этом отвале составила:
φср = 10,8°; Сср = 0,015 МПа.

Согласно методу круглоцилиндрических поверхностей, расчетная схема которого приведена на рис. 2, при однородной толщи отвала, т.е. φ = const, С = const и γ = const, удерживающий момент равен:

                     Mуд= Nitgφ+cL ;                       (1)

вращающий момент:

           Mвр= (±Hi) ,    H=Ptgφ.               (2)

Как видно из приведенных выражений                    (1) и (2) устойчивость откоса, согласно методу круглоцилиндрических поверхностей, зависит от угла внутреннего трения насыпи – φ и его коэффициента трения  tgφ .

При использовании метода горизонтальных сил, основной принцип которого приведен на рис. 3, удерживающий момент равен:

                   Mуд= P[tgφ-tgα-Ψp] ;            (3)

вращающий момент

                         Mвр= (±Hi).                      (4)

Как и в предыдущем случае, устойчивость откоса зависит от угла внутреннего трения φ  и коэффициента трения tgφ .

Рис. 2. Расчетная схема по оценке степени устойчивости откоса (длина дуги линии скольжения в пределах расчетного блока Li)

 

Рис. 3. Основной принцип метода

 «горизонтальных сил»

Как следует из работ [1, 6, 7], армирование грунтов в насыпях значительно увеличивает их устойчивость и угол откоса. Проведенные нами лабораторные исследования [6] и исследования армированных грунтов, проведенные в Тамбовском государственном техническом университете [7], позволили установить степень увеличения прочностных характеристик мелкого песка при его армировании.

Нами проводились лабораторные исследования на приборе одноплоскостного сдвига конструкции института «Гидропроект» (рис. 4).

Срез производили при вертикальной нагрузке 0,075; 0,125 и 0,175 МПа.

В качестве армирующего материала использовали: медную и алюминиевую проволоку диаметром 0,2…2,0 мм. Все армирующие элементы располагались перпендикулярно плоскости среза. Процент армирования колебался от 7 до 45 %.

Результаты проведенных лабораторных исследований армированного грунта представлены на рис. 5 и 6.

Рис. 4. Сдвиговый прибор  конструкции

института Гидропроект»

 

 

Описание: F:\график 5.PNG

Рис. 5. Зависимость угла внутреннего трения грунтов от процента

армирования образца:

−  для песка мелкого;          − для суглинка (W = 18 %)

Описание: F:\грфик 6.PNG

Рис. 6. Зависимость удельного сцепление песка мелкого (     ) и суглинка (     )

от процента армирования образца грунта

 

 

Полученные результаты позволили установить степень увеличения прочностных характеристик песчаного и глинистого  грунтов путем его армирования стержнями. Так, при возрастании процента армирования песчаного грунта с 10 до 45 % угол внутреннего трения его увеличивается с 32° до 50° (на 56 %), для глинистого грунта при тех же условиях угол внутреннего трения увеличивается с 22° до 40°, т.е. на 80 %. Удельное сцепление песчаного грунта при увеличении процента армирования возрастает с 9 Па до 35 Па (на 288 %), удельное сцепление глинистого грунта увеличивается        с 25 Па до 95 Па (т.е. на 280 %).

Полученные данные показали, что в исследованиях приняты завышенные проценты армирования (до 45 %) и, следовательно, относительное увеличение угла внутреннего трения и сцепления песчаного и глинистого грунтов. Более близкое значение процента армирования откосов принято в работе [7].

Поэтому из вышеприведенных данных и данных, приведенных в работе [7] для расчета устойчивости армированных откосов вскрышных пород, было принято меньшее значение, т.е. увеличение угла внутреннего трения на  28 % −  при армировании отдельными стержнями и
51 %
при армировании пластиковыми сетками, согласно [7].

На примере железнодорожного отвала № 2 Лебединского ГОКа легко установить, что средневзвешенное значение угла внутреннего трения пород (грунтов) возрастет с 10,8° до 14° при армировании их отдельными пластиковыми стержнями и до 15,5° при армировании пластиковыми сетками.

Подставляя новые значения коэффициентов трения tgφ  в выражение (1) – для метода круглоцилиндрических поверхностей  и в выражение (3) – для метода горизонтальных сил, получаем значения безопасного откоса заармированного отвала на 28 % и 51 % больше, чем без арматуры. Это позволяет, кроме того, что увеличить угол откоса, увеличить толщину отсыпаемого уступа и уменьшить шаг уступов.

На рис. 1 показано на профиле  IV – IV ориентировочное расположение армированных откосов. Как следует из полученного профиля, объем отвалов увеличивается примерно                          на 30…35 % по отношению к неармированным откосам. Увеличение объемов отвалов позволяет только на отвале №2 Лебединского ГОКа сократить площадь земельных ресурсов на                    0,8…1,0 км2 /год.

Таким образом, полученные результаты лабораторных исследований способа увеличения угла откоса отвалов вскрышных пород на Лебединском ГОКе путем их армирования в процессе отсыпки, позволили сделать следующие выводы:

−   армирование откосов сыпучих материалов на отвалах в процессе их отсыпки позволяет увеличить угол откоса как при расчете устойчивости откосов методом криволинейных поверхностей скольжения, так и при расчете методом горизонтальных сил;

  • увеличение угла откосов приводит к увеличению объемов откосов на 30…35 % по отношению к неармированным откосам;

−   при выборе вида арматуры для откосов предпочтение следует отдавать пластиковым сеткам, т.к. при их применении угол откоса можно увеличить на 51 %, а при применении стержневой арматуры угол откоса увеличивается только на 28 %;

−   армирование откосов в отвалах вскрышных пород позволяет сократить отвод земельных ресурсов под отвалы на
0,8…1,0 км2/год;

−   при продолжении исследований в этом направлении, необходимо на опытном участке одного из отвалов Лебединского ГОКа произвести отсыпку вскрышных пород                            с армированием его пластиковыми сетками                     с диаметром стержней 5...8 мм и с шагом 100×100 мм в плане и с шагом 0,5…0,7 м по высоте отвала. На протяжении 1..5 лет проводить геодезические наблюдения за осадками этого участка.

Список литературы

1. Томаков П.Н., Коваленко В.С., Михайлов А.М., Калашников А.Т. Экология и охрана природы при открытых горных работах. М.: Издательство Московского государ-ственного горного университета. 1994. 408 с.

2. Джоунс К.Д. Сооружения из армированного грунта. Перевод с английского В.С. Забавина; Под ред. В.Г. Мельника. М.: Стройиздат, 1989. 280 с.

3. Отчет о научно - исследовательской работе №826ЮР «Инженерно - геологическое обоснование безопасных параметров отвалов Лебединского ГОКа, обеспечивающих их устойчивость и увеличение емкости». ОАО «НИИКМА». г. Губкин. 2001. 96 с.

4. Маслов Н.Н. Основы механики грунтов и инженерной геологии. М.: Высшая школа, 1968. 630 с.

5. Отчет о научно - исследовательской работе «Разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости, увеличению емкости и использованию под строительство отвалов, формируемых на слабом основании»/ НПО «ВИОГЕМ». № ГР 01900018734 г. Бнлгород 1990. 142 с.

6. Кочерженко В.В., Карякин В.Ф. Лабораторные исследования влияния армирования грунтов на их прочностные характеристики.// Эффективные конструкции и материалы зданий и сооружений: Межвуз. сборник трудов. г. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1999. С. 96-103.

7. Прокин Д.А., Антонов В.М. Исследование прочностных и деформационных характеристик армированных грунтов / Сб. научных трудов Тамбовского государственного технического университета. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. 80 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?