Белгородская область, Россия
ГРНТИ 67.07 Архитектура
ББК 382 Изыскания и проектирование в строительстве
В статье освещается краткая история создания храма в слободе Большая Халань, принадлежавшая княжескому роду Трубецких. История храма в годы советской власти. Описываются объемно-планировочное и объемно-пространственное решение храма, декоративное оформление фасадов и интерьеров, конструктивные особенности. Дается характеристика художественной и архитектурной значимости храма.
храм, четверик, колонный портик, фасад, свод, фриз, карниз, декоративное оформление, объем, планировка, купола
Храм Успения Пресвятой Богородицы построен в слободе Большая Халань в 1819 г. тщанием князя Иона Дмитриевича Трубецкого. В XVIII веке слобода принадлежала княжескому роду Трубецких и чаще именовалась слободой Екатерининской. При храме была каменная сторожка, 66 десятин полевой и 6 десятин сенокосной земли. В штате храма числились два священника, один диакон и два псаломщика. В приходе имелись три земских школы. В слободе было ещё две деревянных церкви: Екатерининская и Иоанна Предтечи. Вместо Предтеченской церкви в 1872 г. была построена каменная Покровская церковь (которая не сохранилась до наших дней).
В годы советской власти храм был закрыт, его пытались взорвать, но храм устоял. Разрушены ярусы звонов отдельно стоящей колокольни. В 70-е годы XX века храм был открыт для богослужений и отремонтирован. Колокольня не была восстановлена, внутри храма северная подпружная арка была подперта кирпичным столбом, чтобы не случилось обрушения.
Храм расположен в центре села. Стены и своды кирпичные, снаружи и внутри оштукатуренные. Большой крестово-купольный четырехстолпный, трехапсидный пятиглавый храм. Пространственная композиция отличается четкостью и лаконизмом: массивный квадратный в плане объем с небольшими выступами по центрам фасадов имеет высокие дверные проемы по трем сторонам. Северный, южный и восточный фасады оформлены крупными четырехколонными коринфскими портиками с треугольными фронтонами (капители колонн утрачены), западный вход оформлен шестиколонным коринфским портиком, завершенным треугольным фронтоном.
Объем храма венчают тяжелые цилиндрические барабаны на низких четырехгранных основаниях со ступенчатыми аттиками и пологими куполами; простенки барабанов декорированы спаренными полуколоннами первоначально с ионическими капителями (капители утрачены); купола завершены небольшими глухими цилиндрами глав с яблоками и крестами. При этом большой центральный барабан господствует над меньшими угловыми, что еще более подчеркивает массивность завершения. Композицию первоначально обогащала отдельно стоящая трехъярусная колокольня (верхние ярусы колокольни были разрушены).
Рис. 1. Общий вид храма Успения
Пресвятой Богородицы
Рис. 2. Северный фасад храма. Успения Пресвятой Богородицы
Рис. 3. Общий вид храма с отдельно стоящей
колокольней (до разрушения).
Архивное фото
Рис. 4. Фрагмент фасада. Архивное фото
Фасады храма первоначально были пышно украшены классическим декором, создававшим праздничный нарядный образ: стены храма и антаблементы портиков были декорированы триглифами и метопами, профилированные карнизы зубчиками и сухариками, которые частично сохранились на фасадах.
Расположенные по углам фасадов трехчастные окна помещены в плоские ниши над ними прямоугольные ниши, обрамленные рамочными наличниками, оформленные: в центре полуокружностью над центральным окном (можно предположить, что это продолжение окна, которое было заложено), по бокам от нее перспективные круглые ниши с розетками. Выступающие по фасадам объемы, имеющие закругления по бокам, прорезаны лучковыми окнами, декорированные перспективными круглыми нишами с розетками.
Пространственно - планировочная структура здания сохранила первоначальную четырехстолпную крестово-купольную планировку. Просторный интерьер храма разделен четырьмя мощными пилонами с арками между ними на девять пространственных ячеек. Все помещения храма: алтарь, храмовая часть, трапезная, притвор сообщаются между собой через арочные проемы. Более высокая центральная часть завершена циркульным сводом на световом барабане, опирающимся на подпружные арки. Над угловыми ячейками поставлены меньшие световые барабаны со сводчатыми перекрытиями, благодаря чему эти ячейки также приобретают вертикальное развитие пространства. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикулярными их осям распалубками над подпружными арками. Гладкие, окрашенные стены имеют штукатурные карнизы простых профилей с сухариками. На стенах частично и куполах световых барабанов сохранились росписи: фигуры святых, апостолов, полуфигуры евангелистов на парусах и росписи на библейские сюжеты.
В храме Успения Пресвятой Богородицы три престола: в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя Чудотворца Николая и во имя великомученицы Екатерины.
В процессе эксплуатации храма внутри были поставлены перегородки, и созданы небольшие помещения хозяйственного и технического назначения.
Рис. 5. План храма
Рис. 6. Центральный купол
Рис. 7. Фрагменты интерьера храма: угловая ячейка со световым
барабаном (слева) и храмовый иконостас (справа)
Храм Успения Пресвятой Богородицы один из значительных в области памятников классицизма с торжественно строгими и подчеркнуто монументальными архитектурными формами.
В настоящее время техническое состояние конструкций, фасадного декора и интерьеров храма находятся в неудовлетворительном состоянии. Храм давно нуждается в ремонтно-реставрационных работах, подготовка к которым ведется в настоящее время.
*Работа выполнена в рамках Программы развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова.
1. Белгородская энциклопедия. Белгород. 2000, 431 с.
2. Потапов В.В. Короча. События и люди. Белгород, 2007. 17 с.
3. Колесникова Л.И. Православное церковное зодчество Белгородской области. Белгород. 1997, 147 с.
4. Колесникова Л.И. Проект «Предмет охраны храма Успения Пресвятой Богородицы». Архивные материалы управления государственной охраны Белгородской области. 2017, 25 с.