Белгород, Белгородская область, Россия
Волгоград, Волгоградская область, Россия
Волжский, Россия
Волгоград, Волгоградская область, Россия
Предметом рассмотрения в данной статье является гуманитарная экспертиза. Объектом исследования авторов стали технологические проекты, процессы, техника и техническое в целом. В статье поднимается проблема теоретико-методологических оснований гуманитарной экспертизы технологических проектов и процессов. Актуальность рассмотрения этой проблемы проявляется в связи с развитием научно-технического прогресса и проникновением техники во все сферы жизни человека. Авторами статьи предлагается авторская концептуальная парадигма гуманитарной оценки, складывающаяся на основе выделения «первокирпичиков» нравственного сознания – объективных регулятивов сознания – архетипических оснований нравственности. При этом нравственное рассматривается как объективное в своем содержании, онтологическое в своей природе соотношение между индивидуальным и социальным сознанием. Модель гуманитарной экспертизы фундируется на гуманитарной парадигме, в которой утверждается уважение к человеку как главному критерию и содержанию нравственной оценки. Безусловное благо как идеальный образец поведения и деятельности есть предоставление человеку как можно более комфортных условий для его самореализации, раскрытию и функционированию всех его сущностных сил. Авторами четко очерчиваются сфера применения и перспективы гуманитарной экспертизы, и утверждается, что дальнейшее ее развитие связано с реальными шагами на пути к институционализации целостной и автономной гуманитарной экспертизы. Этот процесс предполагает следующие шаги: анализ практики, связанный с гуманитарной экспертизой и разработка её технологии, разработку проектов законодательных актов, связанных с институционализацией экспертизы, апробирование технологий гуманитарной экспертизы.
: гуманитарная экспертиза, методология оценки, технологические проекты, нравственные регулятивы
1. Тищенко П.Д. Философские основания гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 198-205.
2. Луков В.А. Гуманитарная экспертиза: от теории к практике // Проблемы гуманитарной экспертизы, 2006. № 4. С. 197-200.
3. Ашмарин И.И, Юдин Б.Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. 1997. № 3. С. 76-85.
4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2008. № 4 (16). С. 38-52.
5. Простов А.Ф., Гагарин Б.В. Компетентность и социальная экспертиза проектов // Компетентность. 2012. № 5(96). С. 13-18.
6. Прибытков Ю.Б. Роль комплексной гуманитарной экспертизы в современном российском обществе // Научный вестник ВФ РАНХиГС. Политология и социология. 2016. № 2. С. 113-116.
7. Кортунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. Т. 8. 2014. № 4. С. 9-14.
8. Шелекета В.О. Проблема социально-гуманитарной экспертизы технологических проектов: этические аспекты // Наукоемкие технологии и инновации (XXII научные чтения). Белгород, 2016. С. 327-333.
9. Бакштановский В.И. Гуманитарная экспертиза: Возможности и перспективы. Предисловие. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1992. С. 5.
10. Брызгалина Е.В., Аласания К.Ю., Садовничий В.А., Миронов В.В., Гавриленко С.М., Вархотов Т.А., Шкомова Е.М., Набиулина Е.А. Социально-гуманитарная экспертиза функционирования национальных депозитариев биоматериалов // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 8-22.
11. Skirbekk G., 1993. Rationality and modernity. Oslo, Scandinavian University Press. Р. 308.
12. Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ, 2008. 349 с.
13. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 121. С. 75-82.
14. Ланкин В. Г. Модульность образования и целостность человека: к критериям экспертизы гуманитарных практик // Вестник науки Сибири. 2012. № 1 (2). С. 203-209.
15. Сыров В. Н. Философское образование: философская экспертиза: от метафоры к понятию // Философское образование. Вестник ассоциации философских факультетов. 2013. № 1 (4). С. 126-137.