Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Указом Президента РФ 2017 год назван годом экологии, потому как состояние окружающей среды постоянно ухудшается и требует серьезного к себе отношения. Отсутствие должного экологического образования влечет за собой непонимание и невозможность адекватной оценки создавшегося катастрофического экологического положения. В статье проанализированы компоненты вузовского экологического образования в России: научный, включающий теорию и методологию вопроса охраны окружающей среды; нормативный, изучающий нравственные, правовые и эстетические вопросы; ценностный, рассматривающий идеалы, идеи, цели и определяющий природу, как первичную ценность. Исследована проблема экологического образования для экономистов, финансистов, менеджеров в условиях «новой экономики». Сделаны выводы о необходимости комплексного экологического образования, включающего экономический, социальный и воспитательный аспекты для повышения экологической культуры общества при особой роли воспитательного аспекта экологического образования.
экологическое образование, уровни, компоненты и аспекты экологического образования, рациональное природопользование.
Защита окружающей среды — важнейшая задача современности. Мировая экологическая ситуация только ухудшается, а необходимость в ее улучшении и стабилизации обостряется.
1. Абдрахимов В.З. Экологическое состояние в Cамарской области как отражение мирового экономического кризиса [Текст] / В.З. Абдрахимов, Д.А. Лобачев, Е.С. Абдрахимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-5. - С. 302-315.
2. Ахияров К.Ш. Экологическое образование: опыт, прогнозы [Текст]: монография / К.Ш. Ахияров. - Стерлитамак: Гос. пед. ун-т, 2001. - 139 с.
3. Барышникова Г.Б Cистема экологического образования студентов педагогических вузов [Текст] / Г.Б Барышникова // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 2. - С. 361.
4. Демина Т.А. Экологизация образования - важнейшее направление деятельности государства в сфере развития образовательных услуг [Текст] / Т.А. Демина // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - № 2 (25). - С. 19-24.
5. Дэйли Г. На общее благо. Переориентация экономики к людям, окружающей среде и устойчивому будущему [Текст] / Г. Дэйли, Д. Кобб. - Beacon Press. Бостон, 1989; пер. на рус. яз.; под ред. А.Ю. Ретеюма и П.И. Сафонова. - М.: Российское отделение ISEE, 1994. - 323 с.
6. Замятина М.Ф. Формирование институциональных условий эколого-экономического развития регионов [Текст] / М.Ф. Замятина // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2016. - № 1 (50). - С. 81-98.
7. «Зеленая» экономика России [Электронный ресурс] // URL: http://www.ecovospitanie.ru/news/view/id/284 (дата обращения: 02.02.2017).
8. Истомин А.В. Роль и опыт ПСКОВГУ в обеспечении комплексной эколого-природоохранной деятельности региона [Текст] / А.В. Истомин // Университеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов. Сборник материалов XX Академических чтений Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ) - Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 13-14.
9. Кавтарадзе Д.Н. Принципы экологического образования граждан России и СНГ [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Материалы Всероссийского совещания; под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тискунова. - Смоленск: Маджента, 2003. - С. 37.
10. Карпов А.О. Научное познание и системогенез современной школы [Текст] / А.О. Карпов // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - С. 37-53.
11. Колесов Е.В. Экологическое образование и эколого-ориентированная деятельность [Текст] / Е.В. Колесов // Образование в интересах устойчивого развития: 14 Междунар. конф. Великий Новгород, 2008. - С. 79.
12. Лобачев Д.А. Проблемы экологического образования в России с учетом вопросов «зеленой» экономики [Текст] / Д.А. Лобачев, В.З. Абдрахимов, Е.С. Абдрахимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-2. - С. 142-148.
13. Макшеева А.И. Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию [Текст] / А.И. Макшеева // Вестник Минского университета. - 2013. - № 4 (4). - С. 13.
14. Марфенин Н.Н. Чему и как учить в современном мире? [Текст] / Н.Н. Марфенин // XV Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития»: тезисы докладов и презентаций. - СПб., 2009. - С. 9-17.
15. Николайчук О.А. Государственная поддержка предпринимательства в России: инструменты, их оценка и направления совершенствования [Текст] / О.А. Николайчук // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 7 (60). - С. 907-912.
16. Николайчук О.А. Национальное богатство России: история и современность [Текст] / О.А. Николайчук // Journal of Institutional Studies. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 110-117.
17. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях [Текст]. - М.: ЭКО-Согласие, 2005. - С. 14-15.
18. Дзятковская Е.Н. ФГОС нового поколения и образование для устойчивого развития [Текст] / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный // Педагогика. - 2016. - № 5. - С. 27-36.
19. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ст. 1.
20. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры не сводится к экологическому образованию [Текст] / В.А. Ясвин // На пути к устойчивому развитию России. - 2006. - Вып. 34. - С. 7-10.