Россия
Казань, Республика Татарстан, Россия
ГРНТИ 68.75 Экономика и организация сельского хозяйства
Техническая и технологическая модернизация развития сельского хозяйства ‒ важное направление государственной поддержки сельскохозяйственного производства. В настоящее время в сельском хозяйстве сохраняется тенденция устаревания и выхода из строя техники. Частично ее дефицит компенсируется приобретением энергонасыщенной, высокопроизводительной техники и внедрением ресурсосберегающих технологий, использующих комбинированные почвообрабатывающие и посевные агрегаты. Однако оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей остается на уровне, который не позволяет выполнить все технологические операции в нормативные агротехнические сроки, что ведет к недополучению и потерям продукции. Вследствие этого роль государственной поддержки в повышении уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой становится все более значимой. Объектом исследования является Приволжский федеральный округ (ПФО). Информационной базой исследования послужили статистические данные за 2000–2015 годы. Проведенный анализ уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой в субъектах ПФО позволил разделить все регионы на три группы и дать рекомендации по развитию технического потенциала. В сложившейся ситуации для повышения уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой роль государственной поддержки становится все более значимой.
сельскохозяйственная техника, обеспеченность, нагрузка, государственная поддержка, субсидии, техническая обеспеченность, технический потенциал.
Обеспечение устойчивого роста сельскохозяйственного производства сопряжено, прежде всего, с преобразованием и укреплением материально-технической базы. Средства производства являются одной из важнейших составляющих ресурсного потенциала, материальной основой сельскохозяйственного производства. Укрепление материально-технической базы современных аграрных формирований, пропорциональное формирование ее элементов, своевременное обновление и интенсивное воспроизводство – одно из центральных условий эффективного производства продукции АПК.
Условия, материалы и методы исследований. Оценка обеспеченностью тракторами показала, что в динамике 2000–2015 гг. количество тракторов на 1000 га пашни в РФ сократилось в 2,2 раза, в том числе за последние пять лет – в 1,2 раза, составив 3,3 ед. В ПФО обеспеченность тракторами в сельском хозяйстве уменьшилась с 6,9 до 3,0 ед. или в 2,3 раза (табл. 1).
Наиболее высокими темпами снижения обеспеченностью тракторами характеризуются Ульяновская область (в 3,6 раза), Республика Марий Эл (в 3,0 раза), Пензенская область (в 2,9 раза), Республика Башкортостан (в 2,9 раза), Оренбургская область (в 2,8 раза), наименьшим сокращением – Кировская область (на 28,1 %), Республика Татарстан (на 33,3 %) и Удмуртская Республика (на 34,8 %).
Ранжирование субъектов ПФО по количеству тракторов на 1000 га пашни в 2015 г. позволило определить регионы с высоким значением уровня обеспеченности (свыше 5,0 ед.), к которым относятся Кировская область, Удмуртская Республика, Татарстан, Пермский край и Чувашская Республика. Низким уровнем обеспеченности тракторами (до 3,0 ед.) характеризуются Оренбургская, Ульяновская, Пензенская и Саратовская области.
Обеспеченность зерноуборочными комбайнами за 2000–2015 гг. в РФ и ПФО имеет тенденцию снижения. За исследуемый период число зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов уменьшилось в 2,5 раза (табл. 2). Наиболее высокие темпы снижения обеспеченности зерноуборочными комбайнами определены в Пензенской области (в 5 раз), низкие – в Оренбургской области (на 33,3 %).
Ранжирование субъектов ПФО по количеству зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур по данным 2015 г. показало, что низкий уровень обеспеченности анализируемой техникой характерен только для Пензенской области, семь субъектов округа имеют средний уровень, шесть – высокий.
Аналогичная тенденция снижения уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой выявлена также и по другим видам комбайнов – картофеле- и свеклоуборочным. Обеспеченность картофелеуборочными комбайнами в РФ за 2000–2015 гг. уменьшилась в 3,1 раза, в ПФО – в 2,2 раза; обеспеченность свеклоуборочными комбайнами – соответственно в 5,3 и 7,5 раза.
По отдельным субъектам ПФО ежегодные темпы снижения уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой достигают 9 и более % (Ульяновская, Саратовская, Кировская области, Республика Татарстан).
Несмотря на значительное количество приобретаемой новой техники за последние пять лет (табл. 3), что обусловлено реализацией подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, уровень обеспеченности техникой снижается вследствие ее интенсивного выбытия (табл. 4).
В сельском хозяйстве сохраняется тенденция устаревания и выхода из строя техники. Частично ее дефицит компенсируется приобретением энергонасыщенной, высокопроизводительной техники и внедрением ресурсосберегающих технологий, использующих комбинированные почвообрабатывающие и посевные агрегаты. Однако оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей остается на уровне, который не позволяет выполнить все технологические операции в нормативные агротехнические сроки, что ведет к недополучению и потерям продукции. В связи с этим в качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства предусмотрены субсидии за счет средств федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство техники, реализуемой сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой в размере и по перечню, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники».
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] http://www.mcx.ru/docuirients/
2. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения в России до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosagromash.ru/attachments/ Development% 20 Strategy.doc (дата обращения: 16.10.2012).
3. Статистический сборник Россельхозакадемии (Отделение экономики и земельных отношений Россельхозакадемии) М.: Россельхозакадемия. - 2012 г. -с.32
4. Статистический ежегодник Республики Татарстан - 2014: сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Республике Татарстан. Казань: Татарстанстат, 2014. 521 с.
5. Полухин, А.А. Особенности использования технического потенциала сельского хозяйства России на региональном уровне / А.А. Полухин // Образование, наука и производство. - 2013. - № 2 (3). - С. 16 - 21.
6. Водянников, В.Т., Середа, Н.А. Воспроизводство технического потенциала сельского хозяйства в условиях инновационного развития: монография / В.Т. Водянников, Н.А.Середа. - Караваево: Костромская ГСХА, 2014. - 228 с.
7. Водянников, В.Т., Рубцов, П.А. Анализ обеспеченности техникой сельскохозяйственных организаций республики Мордовия/ В.Т. Водянников, П.А. Рубцов. // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». - 2013. - №3. - С. 79-82.
8. Водянников, В.Т. Методологические и методические основы определения экономической эффективности технических средств/ В.Т. Водянников // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». - 2013. - №3. - С. 52-57.
9. Van Duijn J.J. Fluctuations in innovations over time. - Futures, 1981. Vol.13, - № 4. - P. 264-273.
10. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. - European Commission, 2002, COM(2010) 2020 final.